Несите ваши денежки )

+7 (495) 629-64-83 125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 8, стр. 1

Наибольший вклад в экспериментальную науку в эпоху возрождения внес


Наука и техника эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.)

В XIV-XVI вв. в культуре и технике Италии, а позже и других стран произошли изменения, подготовившие переход от Средневековья к Новому времени. Важной чертой эпохи Возрождения явился переход к новому мышлению, основным содержанием которого стал гуманизм. Гуманистами выдвигался идеал нового человека, творца своей судьбы и своего бытия.

Основная работа по развитию науки в период Ренессанса выпала на долю инженеров и практиков. Официальная наука, которую преподавали в университетах, себя исчерпала и начала тормозить развитие прогресса. Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений. По своему значению изобретение книгопечатания сравнимо с изобретением колеса или письменности. Печатание книг не только удешевило их по сравнению с рукописными, но и сделало чтение и знания массовыми и общедоступными. Первым, кто придумал технологию для печатания, был Иоганн Гуттенберг, а первой книгой стала Библия. До конца XV в. типографии появились в Италии, Швеции, Франции.

С появлением пороха и нового оружия изменились способы ведения войны, что повлияло на фортификацию. В XVI в. придумали мушкеты – ружья с курком, снабженным тлеющим фитилем. В то же время изобрели пистолет и колесный замок для поджигания заряда. Так произошло разделение огнестрельного оружия на ручное, стрелковое, и тяжелое, артиллерийское. Спрос на оружие привел к развитию металлургии и увеличению добычи железной, медной и оловянной руд.

Появление пушек и огнестрельного оружия обезопасило путешествия. В XV в. появляется новый тип парусного судна ‑ каравелла. Эти корабли были невелики по размеру, имели небольшой экипаж, но вместительный трюм.

В XV в. активно развивалась картография и география. В 1490 г. М. Бехайм создал первый глобус. В конце XV – нач. XVI вв. поиски европейцев морского пути в Индию и Китай увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом. В 1498 г. Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована экспедицией Магеллана – Эль-Кано, совершившей первое кругосветное путешествие. Эти открытия стимулировали развитие картографии. Карты стали более точными, на них стали наноситься широты, очертания берегов, порты. Для навигации использовались компас и астролябия, качество которых улучшилось к XVI в.

Последствия Великих географических открытий: «продовольственная революция» в Европе, связанная с внедрением новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, ананасов, широким импортом пряностей, какао, чая; распространение иноземных товаров в Европе; научно-технический прогресс. Но были отрицательные моменты: первооткрыватели вывезли из Нового Света много золота и серебра, что привело к снижению цен на драгметаллы, а, следовательно, увеличились цены на остальные товары; расцвет пиратства и работорговли, была уничтожена культура индейцев.

Ученые Возрождения. В эпоху Возрождения получили новый импульс развития многие науки. Самым известным ученым того времени считается Леонардо да Винчи. Насчитываются сотни его изобретений, самыми известными стали приспособления для передачи движения (цепная передача, ременная передача), роликовые опоры, разные станки, ткацкие машины, музыкальные инструменты. Леонардо принимал участие в организации мелиорационных работ, в устройстве гидросооружений, проектировал отвод русла реки Арно у Пизанского моста. Он сделал ряд наблюдений по теоретической акустике, заметил явление резонанса. Леонардо выдвинул универсальную физическую концепцию волнового движения. По этой концепции свет, звук, запах, магнетизм и даже мысль распространяются волнами. Много размышлял да Винчи над проблемой полета. В 1490 г. он спроектировал, а возможно построил, модель летательного аппарата с крыльями, как у летучей мыши. Аппарат должен был использовать мускульные усилия рук и ног. Да Винчи создал первый проект парашюта. Большинство проектов Леонардо остались невоплощенными.

Первые достижения в области математики и астрономии относятся к сер. XV в., и связаны с именами Г. Пейербаха и И. Мюллера. Мюллером были созданы более совершенные астрономические таблицы – «Эфемериды», которыми пользовались Колумб и др. мореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик Л. Пачоли. В XVI в. Н. Тарталья и Дж. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени. Кардано стал основоположником кинематики механизмов и разработал теорию и практику зубчатого зацепления, изобрел карданный механизм, получивший распространение в автомобилях. Испанский математик Франсуа Виет является творцом той алгебры, которую изучают и сейчас. Шотландский математик Джон Непер ввел логарифмы.

Голландский ученый С. Стевин применял математические, чаще геометрические методы к решению физических задач. Значительное внимание уделял гидростатике: получил доказательство закона Архимеда, опытным путем доказал существование гидростатического парадокса. Он построил ветряную повозку, использующую парус, она развивала скорость до 34 км/час.

Вклад в механику внес Джованни Баттиста Бенедетти. Он доказал следующее утверждение: «Два тела одинаковой формы и одинакового рода, равные или не равные между собой, в одной и той же среде проходят равные расстояния за равное время». Это утверждение было развито Галилеем.

В области оптики примечательны имена Франчески Мавролика и Джована Баттисты Порты. По Мавролику, хрусталик глаза работает как линза, строящая изображение на сетчатке. Отсюда последовало объяснение причин дальнозоркости и близорукости свойствами хрусталика. Мавролика впервые указал на семь цветов в радуге. Порта автор «Натуральной магии» в 20 книгах, по оптике, как приготовить фейерверки, духи, лекарства, как разводить животных, уроки кулинарии, косметики, описаны алхимические опыты, опыты по пневматике. В книге содержатся значимые открытия, например, применение камеры-обскуры для получения и проецирования рисунков. Принцип камеры-обскуры Порта использует для объяснения процесса зрительного восприятия. Он описал опыты по магнетизму, среди них опыт с железными опилками: первая демонстрация действия магнитного поля.

В. Гильберт занимался магнетизмом и описал ставшие классическими опыты с магнитной стрелкой. Он доказал, что магнит имеет полюсы, а свойства полюсов взаимопротивоположны, разноименные полюсы притягиваются, одноименные отталкиваются. Гильберт предположил, что Земля – большой магнит и что географические полюса совпадают с магнитными. Для доказательства он изготовил из естественного магнита шар. Приближая к шару легкую магнитную стрелку, он мог демонстрировать поведение этой стрелки при ее перемещении по поверхности шара как бы в различных точках земной поверхности. Значение опытов Гильберта с шаровым магнитом выходит за рамки технического эксперимента и приобретает мировоззренческий смысл. В условиях лаборатории впервые исследовалось явление космического масштаба. Гильберт расширил перечень материалов, обладающих свойством притяжения при натирании (алмаз, аметист, стекло и др.) и установил, что под воздействием пламени приобретенное свойство притягивать теряется.

Великие географические открытия, развитие астрономии, с одной стороны, и свободный дух эпохи Возрождения – с другой привели к перевороту в воззрении на устройство мира. Геоцентрическая система устройства мира Птолемея с Землей в центре Вселенной рухнула, начало этому крушению положила гелиоцентрическая теория Николая Коперника. В начале Эпохи Возрождения о подвижности Земли утверждал Николай Кузанский, но его обсуждение было философским. Коперник же считал движение планет равномерным и круговым. Он объяснил причины попятных движений планет, вычислил расстояния планет от Солнца и периоды их обращений. Объявляя Землю планетой, Коперник устранял разрыв между «надлунным» и «подлунным» мирами из философии Аристотеля. Результаты он обнародовал в книге «О вращениях небесных сфер».

Исследования в астрономии продолжил Иоганн Кеплер. Кеплер пришел к следующим выводам: орбита каждой планеты является плоской кривой, причем плоскости всех орбит пересекались в Солнце. Это означало, что Солнце находится в центре планетной системы. Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце (Первый закон Кеплера). Кеплер открыл закон площадей (Второй закон Кеплера): отрезок, соединяющий планету и Солнце, за равные промежутки времени описывает равные площади. Поскольку расстояние планеты от Солнца при этом также менялось (согласно первому закону), отсюда следовала переменность скорости движения планеты по орбите. Установив свои первые два закона, Кеплер отказался от догмы о равномерных круговых движениях планет, с давних времен владевшей умами ученых. Солнце оказалось не только геометрическим, но и динамическим центром планетной системы. Кеплер вывел математический закон (Третий закон Кеплера), который связывал между собой периоды обращений планет и размеры их орбит: квадраты периодов обращений планет относятся как кубы больших полуосей их орбит. Впервые закономерность устройства планетной системы получила математическое оформление. На основании открытых им законов движения планет Кеплер составил таблицы планетных движений. Эти таблицы уточнил английский астроном Дж. Хоррокс.

Одновременно с Кеплером трудился Г. Галилей. С помощью изобретенного им телескопа Галилей сделал ряд открытий: поверхность Луны не гладкая, а имеет горы и впадины. Он объяснил пепельный свет Луны отражением солнечного света Землей. Благодаря этому Земля стала телом, подобным Луне. Были открыты четыре спутника Юпитера (получивших название галилеевых). Галилей установил, что Млечный Путь состоит из множества звезд, неразличимых невооруженным взглядом, открыл солнечные пятна, а наблюдения за ними привели его к выводу о вращении Солнца вокруг своей оси. Галилей показал, что видимые размеры планет в различных конфигурациях меняются точно в том соотношении, как следует из теории Коперника. Вторым направлением деятельности Галилея было установление законов динамики: им была открыта инерция и принцип относительности.

Новые области знания. Нидерландский ученый Андрей Везалий положил начало анатомии. Вскрытием трупов он доказал, что у мужчины и у женщины 24 ребра и опроверг теорию о том, что у мужчин на одно ребро меньше, поскольку Бог из ребра Адама создал Еву. Анатомируя человеческие трупы, Везалий описал скелет человека, мышцы, внутренние органы, клапаны сердца и создал предпосылки для последующего обоснования кругового движения крови. Свои наблюдения Везалий изложил в «Анатомических таблицах». Везалий обогатил науку данными, полученными в результате многочисленных опытов; исправил ошибки предшественников и впервые привел все знания в систему, т. е. сделал из анатомии науку.

Рождение физиологии как науки связано с именем английского врача, физиолога и эмбриолога Уильяма Гарвея, который создал теорию кровообращения. Основываясь на достижениях предшественников, Гарвей рассчитал и экспериментально обосновал теорию кровообращения, согласно которой кровь возвращается к сердцу по малому и большому кругам. После многолетней проверки Гарвей изложил свою теорию в книге «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».

Большое влияние на развитие естествознания и физиологии оказала деятельность философа Ф. Бэкона. В своем труде «О достоинстве и усовершенствовании наук» он сформулировал три задачи медицины: «первая состоит в сохранении здоровья, вторая ‑ в излечении болезней, третья ‑ в продолжении жизни». Занимаясь экспериментальными работами в области физиологии, Бэкон поставил перед медициной ряд вопросов: об изучении анатомии не только здорового, но и больного организма, о введении обезболивания, об использовании при лечении природных факторов и развитии бальнеологии.

Французский ученый Рене Декарт разработал схему рефлекторной дуги. Все нервы он разделил на центростремительные, по которым сигналы поступают в мозг, и центробежные, по которым из мозга сигналы движутся к органам. Декарт считал, что жизненные действия имеют рефлекторную природу и подчиняются механическим законам. Декарт явился типичным представителем ятрофизики ‑ направления в естествознании и медицине, которое рассматривало живую природу с позиций физики.

Другим направлением в естествознании была ятромеханика. Ее основные положения изложены в сочинении «О движении животных» итальянского анатома и физиолога Джованни Альфонсо Борели, основоположника биомеханики. С позиций ятромеханики живой организм подобен машине, в которой все процессы можно объяснить при помощи математики и механики.

Среди выдающихся достижений эпохи, имевших отношение к физике и к медицине ‑ изобретение термометра (воздушного термоскопа). Его автор ‑ Галилео Галилей. В отличие от современного термометра в нем расширялся воздух, а не ртуть. Одновременно с Галилеем врач-физиолог Санторио создал свой прибор, с помощью которого он измерял теплоту человеческого тела.

Развитие получила и ятрохимия. Ятрохимики считали, что процессы, совершающиеся в организме, являются химическими, поэтому с химией должно быть связано как изучение этих процессов, так и лечение болезней. Одним из основоположников ятрохимии и опытного метода в науке является выдающийся врач и химик Парацельс. Во времена Парацельса хирургия не считалась областью медицины и в университетах не преподавалась, Парацельс настаивал на объединении хирургии и медицины. С Парацельса начинается перестройка химии в ее приложении к медицине: от поисков путей получения золота ‑ к приготовлению лекарств. Согласно Парацельсу, здоровье связано с нормальным содержанием в организме человека трех начал: серы, ртути и соли; нарушение их правильных соотношений приводит к болезни. Вот почему врачи и аптекари Возрождения придавали большое значение лекарственным препаратам, содержащим серу, ртуть и соли.

Развитие медицинской химии привело к расширению аптекарского дела. Аптека возникла во вт. пол. VIII в. на Востоке, в Европе первые аптеки появились в XI в. в Испании, и к XV в. они распространились по континенту.

Согласно цеховой организации, хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. Врачи представляли официальную медицину, которая следовала слепому заучиванию текстов и была далека от клинических наблюдений и понимания процессов, происходящих в организме. Ремесленники-хирурги, напротив, имели практический опыт. Их профессия требовала конкретных знаний и энергичных действий при лечении переломов и вывихов, помощи раненым на полях сражений.

Переворот в хирургии связан с именем Амбруаза Паре. Он усовершенствовал технику хирургических операций, применил перевязку сосудов вместо их перекручивания и прижигания, сконструировал ряд хирургических инструментов и ортопедических приборов, включая искусственные конечности и суставы. Многие из них были созданы после смерти Паре по чертежам и сыграли важную роль в развитии ортопедии. Деятельность Паре определила становление хирургии как науки и способствовала превращению ремесленника-хирурга во врача-специалиста.

Итого:

Название периода, Возрождение или Ренессанс, связано с возрождением интереса европейцев к наследию античной цивилизации. В этот сравнительно короткий промежуток времени жили знаменитые ученые Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей; были сделаны Великие географические открытия.

Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, военного дела, то есть развитием материального производства, а, следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Перемены в жизни общества сопровождались обновлением культуры – расцветом наук, литературы на национальных языках и изобразительного искусства. Совокупность экономических, политических, социально-психологических факторов повлияла на возникновение гуманизма, главной идеей которого была идея индивидуальности, провозглашающая самоценность личности. Мощь этой идеи проявлялась в двух направлениях ‑ в подрыве основ католицизма и утверждении всемогущества человека. Мыслитель Возрождения остается человеком религиозным, но человек и природа становятся актуальными реальностями, предметом пристального интереса исследователя.

В эпоху Возрождения зарождаются технические науки, наука соединяется с практикой, на первое место выходит эксперимент. Величайшим достижением эпохи стала идея Коперника о гелиоцентрической системе мира, основанная на описательной астрономии. Все это подрывало основы христианского мировосприятия. Церковь защищала свои позиции, сочинение Н. Коперника «Об обращениях небесных сфер» было запрещено. А продолжатель учения Коперника, Д. Бруно был обвинен в ереси и сожжен инквизицией.

В своем отношении к окружающему миру человек не мог опираться только на веру в Бога, и был вынужден рассчитывать на свой разум. Гуманизм Возрождения способствовал утверждению в Европе веротерпимости, свободы научного поиска. Рушились прежние установки, таяла вера во всемогущество церкви. И все эти процессы происходили на фоне перемен социальных, общественных, политических. А так как жить без веры нельзя, возникла новая вера ‑ в науку. Начиналась новая эпоха рационализма и критического отношения к реальности, получившая название Нового времени.

studfiles.net

К-ра эпохи возрождения

XVIII. КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Общая характеристика эпохи

Возрождение (фр. Ренессанс) — явление в культурном раз­витии ряда стран Центральной и Западной Европы, вызванное процессами постепенного перехода от феодальных отношений к капиталистическим.

Хронологически эпоха Возрождения охватывает период XIV— XVI вв. До конца XV столетия Ренессанс оставался в основном чисто итальянским явлением, что было обусловлено наибольшим уровнем экономического и культурного развития Италии в XIII— XV вв. по сравнению с другими европейскими странами.

Понятие «Возрождение» впервые введено в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джордже Вазари (1511—1574). Так было названо время всесто­роннего развития нового искусства, основанного на изучении при­роды и возрождения античной культуры.

У гуманистов эпохи Возрождения это понятие еще не получило строгого определения. Более четко оно раскрывается в конце XVII в. в трудах французского мыслителя Пьера Бейля (1647-1706) как протест против средневекового варварства. В XVIII столетии деятели эпохи Просвещения, как непосредственные преемники гуманистов XVI века, развили дальше это понятие. Так Вольтер видел в Возрождении прогресс человеческого разума пришедший на смену варварству и невежеству Средневековья Наука XIX века распространила понятие «Возрождение», на bcе стороны культурной жизни общества и определила характерны! черты культуры этого времени.

Эпоха Возрождения — это время больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы эпоха радикальных изменений в идеологии и культуре, эпоха гуманизма и просвещения. В этот период существенно расширяются и изменяются знания человека об окружающем мире. Высокого расцвета достигают наука, литература, искусство. Наносится сокрушительный удар по старым церковным догмам и схоластическим учениям. В различных областях жизнедеятельности человеческого общества возникают благоприятные условия для небывалого взлета культуры. Развитие науки и техники, великие географические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров, включение в сферу производстве новых источников сырья и новых рынков существенно расширяло и изменяло представления человека об окружающем мире.

Стали иными представления о самом человеке, о его месте и роли в природе и обществе. Идеалом личности новой эпохи делается человек хорошо развитый физически и умственно, обладающий сильной волей и отвагой, предприимчивостью, занимающих активную позицию, способный изменять и совершенствовать мир Человек новой эпохи стремится к духовной свободе, средневековый аскетизм вытесняется радостью бытия, свободой творчества проявлением индивидуальности личности. На смену вере приходит знание, основанное на практическом опыте.

Это было время, нуждавшееся в титанах мысли, духа, учености. И эпоха Возрождения породила таких титанов. Она дала человечеству выдающихся ученых, мыслителей, изобретателей, путешественников, художников, поэтов, деятельность которых внесла колоссальный вклад в развитие общечеловеческой культуры.

Ренессанс принес глубокие перемены во все области жизне общества своей эпохи. За исходное начало было взято высокое античное наследие. В то же время Возрождение не было и, конечно, не могло быть лишь простым повторением античности в культуре новой эпохи. Европейское общество в своем развитии ушло далеко вперед, пройдя тысячелетний путь Средневековья, еще более длительный период ускорения христианства, которое пронизало все формы общественного бытия и сознания, выдвину­ло новый круг идей и образов, эстетических идеалов, новое ми­ровоззрение. Поэтому культура Возрождения явилась сплавом ан­тичных традиций и форм с традициями Средневековья и христи­анства, с новыми веяниями и представлениями.

Идеологическое движение эпохи Возрождения имело два на­правления — религиозное и светское. Первое нашло свое выра­жение в Реформации — движении, принявшем форму борьбы против католической церкви (в рамках религиозных учений) и имевшее в своей основе антифеодальную направленность. Свет­ское направление проявилось в формировании нового мировозз­рения, новой культуры, ставших основным идейным содержанием Возрождения, и получило название «гуманизм». Идеологи Воз­рождения противопоставляли новую эпоху эпохе Средневековья. В центре мировоззрения художников, писателей, философов был человек. Они выступали против жестких ограничений церковно-средневековых норм и условностей в изобразительном искусстве. Поэтому возвращение к античному искусству, его расцвет полно­стью отвечало идеалам и целям передовых представителей новой эпохи.

Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения являл­ся индивидуализм. Новые общественные отношения буржуазного общества с его конкуренцией и предпринимательством требовали от человека напряжения сил, проявления всех его индивидуальных качеств для достижения успеха. Теперь не происхождение опре­деляло место и значение человека в обществе, а его способности и деятельность. Поэтому индивидуализм стал основой мировозз­рения новой эпохи.

Второй основной чертой нового мировоззрения являлся инте­рес к естествознанию. Новый класс был заинтересован в развитии естественных наук, с одной стороны, как теоретической основы роста производительных сил, с другой — как идейного оружия в борьбе с закостенелыми догмами и нормами средневекового об­щественного сознания. В эпоху Возрождения были сделаны вели­кие открытия в области астрономии (Н. Коперник, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей), медицины (Ф. Парацельс, А. Везалий, М. Сервет и др.), в математике (Дж. Кардано и др.), а также в геологии, географии, зоологии, ботанике и других науках.

Характерной чертой нового мировоззрения было также про­буждение национального самосознания. У людей возникают чувства патриотизма, понятие отечества, чего не могло быть в усло­виях феодальной раздробленности эпохи Средневековья. Появля­ются работы по отечественной истории: в Италии — Бруни, Фла-вио Бьондо, Макиавелли, Гвиччардини; в Германии — Якоб Вимфелинг, Иоганн Авентин и др. В эпоху Возрождения окончатель­но формируются итальянский, английский, французский, немец­кий языки, создается литература на этих языках, а художествен­ная литература на латыни в XVI в. окончательно исчезает.

Изобретение И. Гутенбергом в середине XV в. книгопечата­ния, появление газет дало возможность широким массам людей приблизиться к печатному слову. Ученость вышла из универси­тетских стен и монастырских келий к простому народу.

2. Основные направления и особенности развития культуры Возрождения в отдельных странах

Каждая европейская страна внесла вклад в культуру Возрож­дения. Лучшие творения этой эпохи вошли в сокровищницу об­щечеловеческой культуры. Особенности исторического, социально-экономического, политического и духовного развития этих стран обусловили специфику Возрождения в каждой из них.

То, что культура Возрождения появилась в Италии, было свя­зано с тем, что через нее проходили наиболее важные торговые пути, соединявшие Европу с Азией. Этим был вызван быстрый рост промышленных и портовых городов (Флоренция, Генуя, Ве­неция, Болония, Лукка и др.), высокий уровень развития реме­сел, раннее возникновение мануфактурного производства, увели­чение слоя ремесленников, оживление политической жизни горо­дов-республик. Все это способствовало развитию культуры стра­ны. Второй причиной возникновения Возрождения именно здесь было то, что Италия являлась прямой наследницей древней антич­ной культуры, памятников которой в этой стране сохранились больше, чем где-либо. Хронологические рамки итальянского Воз­рождения охватывают период со второй половины XIII века по первую половину XVI века.

Эпоха Возрождения стала периодом быстрого развития есте­ственных наук. Научные достижения Средневековья были незна­чительны, и лишь потребности общественного развития обуслови­ли появление естествознания как науки.

В XIII—XIV вв. развитие ремесел, торговли, мореплавания позволило накопить много новых технических знаний, открыть массу механических физических и химических фактов, создать новые инструменты и средства для экспериментирования и позна­ния природы. Расширялись занятия механикой, физикой, астро­номией, химией. Изобретались различные механизмы и приспо­собления для ткачества, металлургии, кораблестроения, производ­ства оружия, горнорудного дела и т.д. Так, в прядильном и ткац­ком производстве появляются самопрялки, усовершенствованные сукновальные водяные мельницы, горизонтальные ткацкие стан­ки. В металлургическом производстве происходит переход от сыропродутного процесса к доменному, в кузнечном деле — от руч­ных мехов к мехам, приводимым в действие водяными колесами. В Англии, Германии, Италии, Испании, Нидерландах, Венгрии, Чехии развивалась горнодобывающая промышленность, что также повлекло за собой появление новых технических приспособлений.

Переход к массовому производству очков способствовал рас­ширению стеклошлифовального дела, привел к изобретению под­зорной трубы и микроскопа. Географические открытия дали обильный научный материал для метеорологии, зоологии, ботани­ки, этнографии, астрономии. Наконец, изобретение книгопечата­ния сыграло огромную роль в распространении научных знаний.

Главной задачей в начальном периоде развития естествознания эпохи Возрождения становится осмысление и обработка огромного эмпирического материала, накопленного к этому времени. То же самое относится и к технике. Исследователи эпохи Возрождения обращаются к наследию античности. Изучаются трактаты, техни­ческие энциклопедии, поэмы и т.д. Особое внимание уделяется анализу трудов Архимеда, Аполлония, Тита Лукреция Кара, Витрувия, Диофанта, Демокрита, Аристарха Самосского, Тефраста и др. При этом в новую эпоху естествознание уже коренным обра­зом отличалось от натурфилософии античности. Это было прежде всего обусловлено более высоким уровнем развития производи­тельных сил, техники, новым кругом знаний о природе и челове­ке, более широким применением эксперимента в исследованиях, а также тем научным наследием, которое оставило Средневековье.

Эпоха Возрождения дала человечеству великие имена и вели­кие открытия в науке. Революционным по своему содержанию и последствиям явилось создание выдающимся польским ученым Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы взамен устаревшей геоцентрической системы К. Птолемея. Это был одновременно удар по самому центру религиозного учения -вопросу о мироздании. Продолжателями дела Коперника (уже за рамками Возрождения) были Иоганн Кеплер (1571—1630) и Галилео Галилей (1564—1642).

Географические открытия, существенно расширив познания человека об окружающем мире, способствовали развитию геогра­фии, ботаники, зоологии, геологии, метеорологии. Создавались и уточнялись географические карты, глобусы. Собирался обширный материал для коллекций, составлялись описания растительного и животного мира открываемых земель, начинала зарождаться гео­логия.

Совершенствование техники повлекло за собой развитие фи­зики, механики, оптики. Главное внимание исследователей и изо­бретателей привлекают проблемы нахождения центра тяжести, па­дения тел, гидродинамики, гидростатики, теории простых машин. В этих областях успешно работали Леонардо да Винчи, Н. Тарталья, С. Стевин и др.

Развитие астрономии, географии, физики, других наук опира­лось на достижения математики. Николай Кузанский (1401—1464) дал представления об иррациональных числах, Дж. Кардано (1501—1576) — о мнимых величинах, Ф. Виет (1540—1603) и М. Штифель (1486—1567) разработали алгебру, Дж. Непер создал первые логарифмические таблицы.

Весьма заметно продвинулась вперед медицина. Под воздейст­вием механики начинается изучение механизма мускульных дви­жений, процесса обмена веществ. В области анатомии трудятся Леонардо да Винчи, Андрей Везалий (1514—1564), создавшие первые анатомические атласы человека. Мигуаэль Сервет (1509—1553) внес большой вклад в исследование системы кровообраще­ния. Вопросами эмбриологии занимался Фабриций (1537—1619). Врач и химик Парацельс (1493—1541) исследовал профессиональ­ные заболевания горнорабочих, а Д. Фракастро (1483—1553) — инфекционные болезни.

Медицина эпохи Возрождения, преодолевая средневековые су­еверия, представления «о таинственных силах», якобы лежащих в основе жизнедеятельности живого организма, полунаучные све­дения и алхимические вымыслы, наконец становится наукой, опи­рающейся на всю совокупность достижений естествознания того времени.

Естествознание эпохи Возрождения, опиравшееся на производ­ственную практику и научный эксперимент, сделало значитель­ный прорыв в развитии знаний об окружающем мире и самом человеке. Оно положило начало освобождению от антинаучных догм и воззрений, таких как геоцентризм, сотворение мира и че­ловека, философский камень алхимиков и т.п., хотя этот процесс происходил весьма медленно.

Новые взгляды и учения нередко вступали в противоречие с религиозным мировоззрением, хотя многие научные положения и находились в русле религиозного учения. Развитие науки в целом еще не было всеобъемлющим и систематическим процессом. Вов­лечение новых общественных слоев в научную работу было огра­ниченным, а подлинные ученые того времени творили в условиях лишений и всевозможных препятствий. Затруднена была и дея­тельность научных организация («академий»). Они не имели до­статочных денежных средств, материальной базы и квалифициро­ванных кадров. Несмотря на это наука эпохи Возрождения сде­лала огромный вклад в развитие человеческого знания.

Величайший прогрессивный переворот в жизни Европы на­шел свое воплощение в развитии художественной культуры. От­ражая передовые достижения Возрождения, литература, изобрази­тельное искусство, архитектура, музыка, театр и другие виды ху­дожественного творчества все более приобретали реалистический характер, проникались светским духом. Освобождение от принци­пов и норм феодальной художественной культуры породило ин­терес к человеку, к его мыслям, чувствам, делам. Символика Средневековья уступила место реалистическому, живому, сложному образу человека. Реализм, уходивший своими корнями в народное творчество, был непосредственным выражением опытного позна­ния природы.

Характер и содержание всех перемен новой эпохи разносто­ронне и образно выразила литература Возрождения. В ней отра­зился процесс становления национальных языков, протекавший в это время в связи с образованием наций и национальных госу­дарств. Гуманизм и национальное самосознание стали почвой, на которой взросли величайшие произведения эпохи, соединившие в себе лучшие народные традиции и наследие античности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрож­дения. — М., 1971.

2. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. — М., 1983.

3. Боткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуаль­ности. — М., 1989.

4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. — М., 1993.

5. История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрожде­ние /Под ред. Ц.Г. Несселыптраус. — М., 1982.

6. Культура эпохи Возрождения и Реформации. — М., 1984.

studfiles.net

Наука в эпоху Возрождения

Наука в эпоху Возрождения

Одним из ведущих ученых-энциклопедистов эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи (1452—1519). В его трудах использовались методы экспериментально-математического исследования природы. Деятельность да Винчи сочетала работы и изобретения по математике, механике, инженерному делу, анатомии и живописи. В качестве его технических разработок можно назвать принципиальные схемы парашюта и вертолета, а так же выдвижение идеи танка. Другим крупным мыслителем этой эпохи был Джордано Бруно (1548—1600). В своем основном натурфилософском труде «О бесконечности Вселенной и мирах» он высказывает идею бесконечности Вселенной и идею существования множества обитаемых миров, подобных Земле. Его сожгли по приговору инквизиции. Ему приписывают фразу «Сжечь не значит опровергнуть». Рождение современного естествознания можно связать с 1543 г., когда была опубликована книга Николая Коперника (1473—1543) «Об обращении небесных сфер». Данный труд исключен из перечня запрещенных католической церковью книг только в 1835 г. В этом труде содержалось изложение гелиоцентрической системы мира. Новое миропонимание исходило из отсутствия принципиального отличия Земли от других планет. Это подрывало опиравшуюся на идеи Аристотеля религиозную картину мира. Согласно представлениям Коперника за круговыми орбитами пяти известных в то время планет располагалась сфера неподвижных звезд. Звезды на этой сфере равно удалены от Солнца, их природа неясна. Вселенная по Копернику - это мир в скорлупе. С появлением новой астрономии и экспериментального естествознания начала формироваться классическая естественнонаучная картина мира. Первой ее разновидностью была механистическая картина мира. Становление механистической картины мира связано с именами Г.Галилея, И.Кеплера, И.Ньютона. Галилео Галилей (1564—1642) использовал для исследования природы экспериментальный метод. Подход Галилея к изучению природы принципиально отличался от ранее существовавшего натурфилософского способа. При натурфилософском способе для объяснения придумывались чисто умозрительные схемы, не связанные с опытом и наблюдением. Иногда при этом высказывались гениальные догадки, которые на многие столетия опережали результаты конкретных исследований (древнегреческая атомистика, гелиоцентрическая система Аристарха Самосского). Однако натурфилософские объяснения в конечном итоге являлись тормозом для развития науки. Согласно новому методу все гипотезы систематически проверялись опытом. Эксперимент можно рассматривать как вопрос, обращенный к природе. А чтобы получить определенный ответ надо правильно (корректно) сформулировать вопрос. Для этого следует так построить эксперимент, что бы максимально изолироваться от воздействий посторонних факторов, которые мешают наблюдению и изучению явления в «чистом виде». Основной принцип классического экспериментального метода заключался в разделении объекта и окружения, в том числе и исследователя. Для количественной оценки результатов эксперимента, начиная с Галилея, стали широко использовать математику. Галилей сформулировал закон инерции движущегося тела (известный как 1-й закон Ньютона). Под инерцией понимается свойство тела сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, пока какая-либо сила не выведет его из этого состояния. Закон инерции выведен чисто теоретически, на основе мысленного эксперимента с идеализированными объектами, в частности с идеально гладкой поверхностью, движение по которой не сопровождается трением. Галилей так же сформулировал механический принцип относительности движения (принцип независимости механических явлений, «принцип относительности Галилея»). Согласно этому принципу все системы отсчета, движущиеся равномерно и прямолинейно, равноценны в отношении законов механики. Такие системы отсчета называют инерциальными. Иными словами: предположим, что есть две системы, одна из которых движется равномерно и прямолинейно относительно другой. Тогда с помощью механических опытов невозможно обнаружить это движение. То есть, при движении в вагоне без окон равномерно и прямолинейно невозможно определить, едет вагон или стоит на месте. В таком движущемся вагоне тела падают вертикально с ускорением g. Галилея называли «Колумбом неба». С помощью зрительных труб, примитивных телескопов он увидел горы и впадины на Луне; открыл 4 спутника Юпитера; перемещение солнечных пятен; фазы Венеры. Открыл закон колебания маятника, экспериментально обнаружил весомость воздуха. Его основное сочинение - «Диалог о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой» (1632) написано в виде бесед трех патрициев. Один их них (Сальвиати) высказывает мысли Галилея, другой (Симпличио) - его противник, третий (Сагредо) выполняет роль объективного судьи, но под действием убедительных доводов становится сторонником нового учения. В результате процесса, возбужденного по указанию римского папы, Галилея удалили в заточение в пригородную виллу Арчетри и лишили возможности видеться и беседовать с друзьями и учениками. Лишь в последние годы жизни контроль над ним со стороны церкви немного ослаб. Инквизиция заставила Галилея отречься от представлений о вращении Земли. «А все-таки она вертится!» - его крылатая фраза после отречения. Иоганн Кеплер (1571—1630) открыл законы движения планет, смысл которых сводится к следующему: (1) все планеты движутся по эллипсам, в одном из фокусов которого находится Солнце; (2) планеты по своей орбите движутся с неодинаковой скоростью - подходя ближе к Солнцу, планета движется быстрее, а отходя дальше от него - медленнее (иными словами, радиус вектор от Солнца к планете в равные времена описывает равные секториальные площади); (3) квадраты времен обращения планет относятся между собой как кубы больших полуосей эллипсов, описываемых планетами. Для формулировки своих законов Кеплер воспользовался результатами многочисленных наблюдений другого астронома - датчанина Тихо Браге (1546—1601). Браге известен так же как автор «компромиссной» системы мира: в центре Земля, вокруг нее вращается Солнце, а вокруг Солнца другие планеты. Эта система не получила распространения и интересна только в историческом аспекте. Законы Кеплера свидетельствовали об отсутствии принципиальных различий между движениями земных и небесных тел. И те, и другие подчиняются естественным законам. В 1617—1622 гг. Кеплер пишет «Краткое изложение коперниканской астрономии» - первый учебник, посвященный новой системе мира. В 1600 г. лейб-медик английской королевы Елизаветы Уильям Гилберт (1540—1603) опубликовал знаменитый трактат «О магните, магнитных телах и о большом магните - Земле». В нем впервые дано правильное объяснение поведению магнитной стрелки в компасе. Ее концы притягиваются полюсами земного магнита. В 1543 г. выходит книга Андреаса Везалия (1514—1564) «О строении человеческого тела», заложившая основы научной анатомии. Основываясь на собственном опыте анатомирования трупов, он обстоятельно описал форму и расположение органов человеческого тела. Книга была снабжена великолепными иллюстрациями. Уильям Гарвей (1578—1657) в книге «О движении сердца и крови» у животных (1628) на основании собственных опытов пришел к выводу, что сердце многократно перекачивает одно и то же количество крови по схеме: вены - сердце - артерии - вены... Так было открыто кровообращение, описаны его большой и малый круги. В 16 в. большое практическое значение приобретают работы химиков-ремесленников. Большую известность имели работы Григория Агриколы (1494—1555). Его основной труд «О горном деле и металлургии» (1556) служил долгое время руководством по технике горного дела, металлургии и пробирному искусству. В 1597 году опубликован учебник «Алхимия» Андрея Либавия (1560—1616). В нем описаны такие хорошо отработанные к концу 16 в. операции, как растворение, перегонка, выпаривание, сублимация, осаждение, кристаллизация, кальцинация (обжиг), настаивание, применение водяной и песчаной бань. В 16 в. Также происходит соединение химии и медицины, возникает ятрохимия. Цель ятрохимии заключалась в приготовлении лекарств. Основатель ятрохимии - швейцарец Парацельс (1493—1541). В ятрохимии кроме растительных препаратов применялись лекарства из минералов. От Парацельса идет первое, затем многократно повторявшееся наблюдение, что для горения необходим воздух, а металлы при обращении в окалины увеличивают свой вес. В 1620 г. Фрэнсис Бэкон (1561—1626) в трактате «Новый органон» изложил индуктивный метод в науке, основанный на эксперименте (от частных случаев к общему выводу). «Наш путь и наш метод... состоит в следующем: мы извлекаем не практику из практики и опытов (как эмпирики), а причины и аксиомы из практики и опытов и из причин и аксиом - снова практику и опыты, как верные истолкователи природы». Научные истины проверяются, таким образом, опытом и практикой и, в свою очередь, выводятся из них. Рене Декарт (1596—1650) в книге «Рассуждения о методе» (1637) обосновал метод дедукции. Следует подчеркнуть, что и метод дедукции, и метод индукции зародились еще в Древ ней Греции, а Бэкон и Декарт развили их применительно к естествознанию. Декарт ввел в математику переменные величины, установил соответствие между геометрическими образами и алгебраическими уравнениями, положив этим начало аналитической геометрии. В своем сочинении «Начала философии» (1644) Декарт изложил программу создания теории природы. Всю безмерную ширину, длину и глубину Вселенной заполняет материальное пространство. Части материи находятся в непрерывном движении, взаимодействуя друг с другом при контакте. Взаимодействия материальных частиц подчиняется основным законам, аналогичным закону инерции и закону сохранения количества движения. По Декарту в мире нет пустоты, и всякое движение является циклическим, основанном на замещении одной части материи другой. В результате вся Вселенная пронизана вихревым движением материи. Движение во Вселенной вечно, так же как и сама материя. В физике Декарта нет места силам, тем более силам, действующим на расстоянии через пустоту. Все явления мира сводятся к движениям и взаимодействию соприкасающихся частиц. Такие взгляды получили название «картезианство», от латинского произношения имени Декарта-Картезий. Таким образом, в современном её понимании наука начала складываться в новое время (с 16—17 вв.) под влиянием потребностей развивавшегося капиталистического производства. Помимо накопленных в прошлом традиций, этому содействовали два обстоятельства. Во-первых, в эпоху Возрождения было подорвано господство религиозного мышления, а противостоящая ему картина мира опиралась как раз на данные науки. Наука начала превращаться в самостоятельный фактор духовной жизни, в реальную базу мировоззрения (Леонардо да Винчи, Н. Коперник). Во-вторых, наряду с наблюдением наука нового времени берёт на вооружение эксперимент. Он становится в ней ведущим методом исследования и радикально расширяет сферу познаваемой реальности, тесно соединяя теоретические рассуждения с практическим «испытанием» природы. В результате резко усилилась познавательная мощь науки. Это глубокое преобразование науки в 16-17 вв. можно рассматривать как научную революцию (Г. Галилей, И. Кеплер, У. Гарвей, Р. Декарт, и несколько позднее Х. Гюйгенс и И. Ньютон).

www.studfiles.ru

1.7 Научно-технические достижения эпохи Возрождения.

Технические достижения средневековья расширили экспериментальную базу естественных наук, поставили ряд научных задач, решенных в эпоху Возрождения.

С появлением огнестрельного оружия возникла задача анализа движения снарядов, в частности определение угла наклона ствола орудия для достижения наибольшей дальности полета снаряда. Тарталья скорее догадался, чем математически обосновал, что этот угол должен быть равен 45 градусам. В своем труде «Проблемы и различные изобретения» (1546 г.) впервые в противоположность Аристотелю Тарталья утверждает, что траектория снаряда всегда является криволинейной и не содержит прямолинейного участка. О языке этого сочинения следует сказать особо. Это живой, литературный язык, которым в его произведении беседуют и простолюдины, и важные господа, и специалисты. Эту форму, рожденную эпохой искусства, использовал позднее Галилей.

Великим соперником Тарталья называют Иеронима Кардана. Работы Кардана в противоположность работам Тартальи были академичными, написанными на строгой латыни. Труды Кардана «О тонкости» и «О разнообразии вещей» представляют собой своеобразную энциклопедию естественных наук XVI в. В них приведены самые разнообразные сведения, начиная от космологии и до суеверий: конструкции механизмов, описание алхимических опытов, приемы гаданий, рассуждения о пользе знаний и многое другое. Ценность работ Иеронима Кардана — в конкретности постановки задач, в методичности изложения.

Заметный вклад в механику внес ученик Тартальи Джован Баттиста Бенедетти. В пространном предисловии к своей первой научной работе он привел математическое доказательство следующего утверждения:

«Два тела одинаковой формы и одинакового рода, равные или не равные между собой, в одной и той же среде проходят равные расстояния за равное время».

Николо Тарталья

Это утверждение было воспринято и развито впоследствии Галилеем. В главном труде Бенедетти «Различные математические и физические рассуждения» (1585 г.) излагаются основы арифметики и алгебры, вопросы механики, учение о перспективе и пропорциях, сформулирован «гидростатический парадокс» (одинаковое давление на дно сосудов независимо от их формы при равенстве высот находящейся в них жидкости).

Значительное внимание Стевин уделял гидростатике. Он получил доказательство закона Архимеда, опытным путем доказал существование гидро-статического парадокса.

Замечательно сочинение Стевина по фортификации «Новый способ защиты крепостей и укреплений при помощи шлюзов» (1618г.).

Сочинения Стевина не получили широкого распространения отчасти потому, что будучи убежденным в преимуществах голландского языка при рассмотрении научных вопросов, Стевин пользовался только им. Переводы трудов Стевина появились значительно позже их публикации на голландском языке.

В области оптики примечательны имена Франческа Мавролика (1494— 1575)и Джована Баттисты Порты(1543—1615).

Боязнь предрассудков, царивших в средневековой науке, удержала Мавролика от опубликования своих работ по оптике. Они были изданы лишь посмертно, В трактате Мавродика интересны в первую очередь объяснение круглых изображений Солнца, получаемых через отверстия произвольной формы, уточнение представлений об оптике глаза. По Мавролику, хрусталик работает как линза, строящая изображение на сетчатке. Отсюда после-довало объяснение причин дальнозоркости и близорукости свойствами хрусталика. Мавролик впервые указал на семь цветов в радуге (по Виттелию — их три). Им показано, что лучи не изменяют своего направления при прохождении через плоскопараллельную пластинку, что лучи, проходящие через призму, дают такие же цвета, что и в радуге.

Джован Баттиста Порта был современником Галилея, но по своему мировоззрению он принадлежит эпохе Возрождения. Порта родился в Неаполе в богатой семье, получил хорошее образование, много путешествовал. Он был плодотворным писателем, но самым примечательным его сочинением стала «Натуральная магия» в 20 книгах, пользовавшаяся огромным успехом у читателей. Книга была переведена на английский, французский, испанский, арабский языки.

Магнетизм, как нечто таинственное, весьма интересовал Порту. В «Магии» он описал свои блестящие опыты по магнетизму. Среди них опыт с же-лезными опилками. Опилки, помещенные в пакет, под воздействием естественного магнита приобретают магнитные свойства. Рассыпанные и перемешанные, а затем вновь собранные в пакет, они теряют эти свойства. Опыт с железными опилками, ориентирующимися по силовым магнитным линиям у полюсов магнита, описанный Портой, является первой демонстрацией действия магнитного поля.

В «Магии» описаны также опыты по отражению звука и света от сферических зеркал, трубчатый телефон и другие опыты.

Порта называет свою «Магию» «натуральной», подчеркивая тем самым, что посредством знаний, опыта, можно раскрыть тайны природы, ее «магию».

Замечательного английского ученого Вильяма Гильберта (1544—1603) называют «отцом науки об электричестве и магнетизме». Гильберт по профессии был врачом (состоял придворным врачом королевы Елизаветы Английской). Это не помешало ему заниматься «магнитной философией», практическим направлением которой было улучшение компаса, так необходимого англичанам, стремящимся в то время к господству на море. В своем знаменитом сочинении «О магните» Гильберт описывает ставшие классическими опыты с магнитной стрелкой. Он показывает, что всякий магнит имеет полюсы, что свойства полюсов взаимопротивоположны, разноименные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются, что нельзя, разламывая магнит, получить один полюс и т.п. Гильберт предположил, что наша Земля - большой круглый магнит и что географические полюса совпадают с магнитными. Для доказательства своего предположения Гильберт изготовил из естественного магнита шар.

Со времен Фалеса до Гильберта знания об электрических явлениях не слишком продвинулись вперед и ограничивались сведениями о свойствах натертого янтаря притягивать некоторые легкие предметы. Гильберт расширил перечень материалов, обладающих свойством притяжения при натирании (сапфир, алмаз, аметист, стекло, сера и др.), Гильберт установил, что под воздействием пламени приобретенное свойство притягивать теряется. Многочисленные эксперименты по электричеству привели Гильберта к попытке создать теорию электромагнитного притяжения, но эта попытка оказалась неудачной. Он, по существу, вернулся к представлению древних философов о стихиях. По Гильберту, первичными элементами являются вода и земля. Свойством притяжения обладают тела, происходящие от воды

www.studfiles.ru

12. Особенности философии эпохи Возрождения

Возрождение – это эпоха духовной жизни Западной Европы, которая характеризуется расцветом искусств и ремесел, ускоренным развитием науки и охватывает период с XIV по XVII в. Родиной Возрождения стала Италия - самая развитая европейская страна в XIV-XV вв. Экономической основой Возрождения было городское хозяйство, а движущей силой – горожане. Новая эпоха характеризовалась следующими чертами:

1) антропоцентризм – признание человека центром мира, утверждение его права на преобразовательную деятельность в мире;

2) гуманизм – признание за человеком права на счастье, независимо от его происхождения и общественного положения;

3) индивидуализм – приоритет прав личности по отношению к интересам общества и государства;

4) возникновение и развитие светского реалистического искусства;

5) формирование экспериментальной науки и естествознания.

Развитие производства требовало широкого использования научных знаний. Средневековая схоластика не могла обеспечить их рост, требовались принципиально новые подходы к проблеме познания мира.

Значительный вклад в создание методологии научного познания внес Николай Кузанский. Будучи кардиналом католической церкви, он использовал философию Платона для анализа актуальных проблем своего времени. Кузанский создал оригинальную концепцию развития мира. Он утверждал, что переход от Бога к миру осуществляется путем развертывания, то есть природа – это развертывание всего, что содержит в себе Бог. Бог бесконечен, а развернутая природа имеет свои границы, но они недоступны человеку. Поскольку мир безграничен, то он не имеет центра. В связи с этим нет никакой разницы между Землей и небесными сферами. Таким образом, опровергался тезис о признании Земли центром Вселенной.

Идеи Кузанского применительно к астрономии использовал Николай Коперник. Он создал гелиоцентрическую систему мироздания, в которой Солнце признавалось центром Вселенной. Взгляды Коперника послужили основой теоретических изысканий Джордано Бруно. Его называют основателем натуралистического пантеизма – учения о Боге как творческой активной силе природы. Бруно утверждал, что Вселенная имеет единое первоначало, которое соединяет материю и форму. Вселенная бесконечна и состоит из множества миров, населенных разумными существами.

Значительный вклад в создание экспериментальной физики внес Галилео Галилей. Создателем ряда медицинских дисциплин считается швейцарский врач Парацельс.

В эпоху Возрождения возрос интерес не только к природе, но и к обществу. Стали создаваться социальные теории, объясняющие закономерности возникновения государств, государственной власти, различных форм государственного устройства.

Первым теоретиком политики стал Н. Макиавелл. В своем трактате «Государь» он убедительно доказал, что причины возникновения государств следует искать не на небе, а на земле. Земные правители в своей деятельности руководствуются не нормами христианской морали, а стремлением к выгоде, и для достижения политических целей применимы любые средства.

Неудовлетворенность общественной жизнью, неравенство людей побуждало некоторых мыслителей создавать проекты нового справедливого общественного устройства. Эти проекты излагались в форме литературных произведений, которые составили такой литературный жанр, как утопия. Особую популярность в позднее Возрождение приобрели книга Т. «Утопия» и книга Т. Кампанеллы «Город солнца».

Возрождение затронуло лишь высшие слои европейского общества. Гораздо более массовым движением стала Реформация, которая началось в XVI веке в Германии и была направлена против католической церкви. Ее итогом стало возникновение протестантизма, создавшего духовные основы капиталистического способа производства и буржуазных общественных отношений.

studfiles.net

Наука эпохи Возрождения: новый взгляд на мир

Картины Леонардо и Рафаэля, статуи Микеланджело и Донателло, архитектурные шедевры Рима и Флоренции, литературные произведения Петрарки и Бокаччо – всё это и ещё многое другое приходит в голову, когда слышишь об эпохе Возрождения. В нашем представлении Ренессанс закономерно считается периодом небывалого, революционного расцвета искусства, а вот про «точную» сторону этого феномена вспоминают куда реже. Между тем наука эпохи Возрождения также претерпевала огромные изменения, добивалась невероятных открытий и достижений, повлиявших на становление современной научной картины мира.

Наука в эпоху Возрождения: расширение горизонтов

Развитие науки в эпоху Возрождения неразрывным образом связано с как минимум двумя обстоятельствами. Первым из них являлось распространение гуманистических идей и идеалов. Мысль о том, что человек является венцом творения и центром мироздания, имело глубочайшие последствия для интеллектуалов того времени. Для них оказались сняты ограничения для познавательной деятельности, которые намеренно или ненамеренно налагало религиозное мировоззрение. Средневековое католическое восприятие видело материальный мир как бренную сиюминутную часть Божьего творения. Пристально изучать его не было смысла, потому что, во-первых, главная ценность человеческой жизни находилась в духовном мире, в Царстве Небесном; во-вторых, смысл человеческого существования был в духовном развитии, в покаянии и молитве, а не в познавательной деятельности. Теперь же человек был объявлен всемогущим носителем разума, главной задачей которого было познание мира и самого себя – а сделать это можно было только с помощью науки.

Второе обстоятельство научного развития в период Ренессанса заключалось в Великих географических открытиях – череды грандиозных успехов европейской цивилизации в изучении земного шара, в открытии новых частей света, материков, стран, народов и культур. В основной своей части эпоха Великих географических открытий совпала с эпохой Возрождения, начавшись во второй половине XV столетия и продлившись до XVII века. В это время была открыта Америка, проложены торговые пути на Восток, в Индию, совершены первые кругосветные путешествия. Впервые увидев мир в его истинном масштабе, европейская цивилизация получила мощнейший импульс для развития науки. Это касалось как психологических мотивов, так и практических. Если раньше мир был ограничен Европой, Северной Африкой, Ближним Востоком и Московией, то теперь границы обитаемой вселенной раздвинулись, это стимулировало дальнейшее изучение. К тому же новооткрытые земли оказались источником и материальных богатств – следовательно, для их эксплуатации требовались более совершенные теоретические и прикладные средства мореплавания, военной техники, медицины, инженерии, математики, механики и так далее.

Земля всё-таки круглая…

Научные открытия эпохи Возрождения многообразны, однако одним из наиболее важных неизменно считается окончательного установление гелиоцентрической системы мира, то есть представление о Земле как круглой планете, которая в космическом пространстве вращается вокруг Солнца. Представления о дремучем христианском Средневековье, навязывавшем всем и каждому геоцентрическую систему, то есть представление о Земле как о центре мироздания, вокруг которой вращается Солнце, не более чем стереотип. Да, в Средние века основным было представление о Земле и вращающемся вокруг неё Солнце. Но эта картина мира никогда не являлась составной частью христианской догматики. Вероучительные тексты христианства не содержат указания на то, что Солнце вращается вокруг Земли и точка. Средневековые мыслители переняли геоцентрическую систему мира у античных учёных, которые считали её более обоснованной и правдоподобной по сравнению с гелиоцентрической гипотезой, известной уже в древности.

Поэтому представление, будто великий учёный Николай Коперник совершил революцию в науке, когда обосновал идею о вращении Земли и других планет вокруг Солнца, не совсем объективно. В течение XV века гуманистические и религиозные мыслители и учёные эпохи Возрождения активно обсуждали древнюю античную теорию. Например, такую возможность допускал богослов Николай Кузанский, гуманисты Джорджо Валла и Франческо Капуано. Но научное и философское сообщество во все времена отличалось консерватизмом и плохо принимало новые идеи, отвергающие устоявшиеся концепции, без наличия серьёзных аргументов. Заслуга Коперника состоит как раз в том, что он представил такие аргументы. В опубликованной в 1543 году книге «О вращениях небесных сфер» он подытожил все известные на тот момента астрономические данные о движении планет и звёзд и доказал, что они являются свидетельством вращения Земли. При этом Коперник говорил не только о вращении Земли вокруг Солнца, которое имело годовой цикл и доказывалось изменением положения звёзд на небе в течение года. Он обосновал и вращение Земли вокруг собственной оси, осуществляемое в течение суток и имеющее своим следствием смену дня и ночи и изменение положения Луны. Доказательства Коперника не были приняты сразу, но впоследствии они стали основой для более полной гелиоцентрической системы. Она, в свою очередь, оказала немалое влияние на дальнейшее развитие мореходства, астрономии и физики.

Медицина эпохи Возрождения: от алхимии к науке

Нельзя сказать, что в Средние века медицины как таковой в Европе не было. Нет, медицинская практика постепенно развивалась, в том числе и благодаря такой специфической форме познавательной деятельности, как алхимия, процесс поиска волшебного «философского камня». Однако европейская медицина, в силу исторических обстоятельств почти полностью отрезанная от научного наследия античности, действительно серьёзно уступала той же арабской медицине как на теоретическом, так и на практическом уровне. Собственно, бурное развитие медицина получила именно в эпоху Ренессанса. И началось это, как ни странно звучит, с падения Константинополя, захваченного турками-османами в 1453 году.

Из бывшей столицы Византийской империи бежало множество учёных, философов, историков, прочих носителей древних знаний, в том числе и врачей. Византийская же медицина не теряла связи с античной медицинской наукой, в монастырях и библиотеках сохранялись переписанные образцы древних медицинских трактатов. Часть этого интеллектуального богатства бежавшие от османов учёные смогли взять с собой. Многие же из них нашли приют в ренессансной Италии, где каждая новая частица античного знания была на вес золота. Именно так и начала развиваться медицина в эпоху Возрождения: постепенно «старые новые» подходы начали проникать в средневековую медицину и со временем вытеснять устаревшие представления и приёмы. Так, с конца XV века активно начали накапливаться анатомические познания о теле и организме человека. Если раньше препарирование трупов рассматривалось как нечто запретное, родственное колдовству, то теперь всё больше учёных стремились разобраться в физиологическом строении человека, чтобы лучше понять причины тех или иных болезней, а значит, и найти способы их лечения. Например, выдающимся практикующим специалистом по анатомии являлся Леонардо да Винчи: он лично производил вскрытия трупов, а его анатомические зарисовки поражают своей точностью и подробностью.

Несмотря на то, что новые веяния в медицине приживались достаточно медленно и непросто, врачи и учёные постепенно совершали всё новые и новые важные открытия. В начале XVI века был описан лёгочный круг кровообращения, объяснивший механизм многих заболеваний дыхательных путей. Накапливались практические сведения по хирургии: например, выяснилось, что перевязка открытых ран ведёт к большему числу выживших и выздоровевших, нежели практиковавшееся до этого прижигание. При этом медицина по-прежнему сочетала в себе элементы науки, алхимии и едва ли не колдовства. Это можно наблюдать на примере знаменитого Парацельса, который сыграл огромную роль в возникновении и применении фармакологии. Благодаря своим алхимическим опытам он открыл, что химические средства могут благотворно влиять на самочувствие людей. Кроме того, Парацельс пришёл к гениальному заключению, согласно которому лекарственный или ядовитый характер того или иного вещества определяет его дозировка.

Александр Бабицкий

www.chuchotezvous.ru

28. Каковы предпосылки формирования опытной науки в Средние века и в эпоху Возрождения?

Формирование опытной науки связано с изменяющимися представлениями человека о его взаимосвязи с природой. Человек должен представить себя активным началом в исследовании природы, и это связано с зарождением идей экспериментального исследования.

В XIII—XV вв. усилился интерес к естественнонаучным идеям и исследованиям. Значительную роль в развитии, и распространении естествознания сыграла Оксфордская школа, представлявшая объединение философов и ученых и существовавшая при Оксфордском университете. Главная роль в становлении школы принадлежала францисканцу Роберту Гроссетесту (Большеголовому, 1175 — 1253), который был одним из первых переводчиков естественнонаучных произведений Аристотеля. Но он более интересен, как автор собственных естественнонаучных трактатов, среди которых важнейший трактат «О свете или о начале форм».

Научные интересы Гроссетеста концентрировались вокруг вопросов оптики, математики (собственно, геометрии), астрономии. В своих работах он высказывает мысли о том, что изучение явлений начинается с опыта, посредством их анализа (resolutio) устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как гипотеза. Отправляясь от нее, уже дедуктивно (compositio) выводятся следствия, опытная проверка которых устанавливает их истинность или ложность. Для проверки гипотез мыслитель использует методы фальсификации и верификации.

В построении объяснительных схем и в выборе между ними Гроссетест руководствовался двумя общими формальными «метафизическими» принципами. Один из них — принцип единообразия (uniformity) природы он использовал в качестве принципа самого физического объяснения. Второй — принцип экономии (lex pasimoniae), заимствованный у Аристотеля: если одна вещь более доказана из многих предпосылок, а другая вещь — из немногих предпосылок, одинаково ясных, то лучшая из них та, которая доказана из немногих, потому что она быстрее дает нам знание.

Гроссетест в попытке выработать общую методологию естественнонаучного исследования, исходя из идей Аристотеля, изменяет понятие причины и механизм причинного действия. Четыре аристотелевские причины он заменяет двухполюсной причинно-следственной цепочкой. Фундаментальность этой схемы для всего исследующего развития физического мышления непреходяща.

Необходимо напомнить, что обычной для множества средневековых трактатов была мысль о том, что только в математике вещи, известные нам, и вещи, существующие по природе, тождественны. Исходя из этого, модель математического объяснения становится моделью идеального знания, и даже теологическую аргументацию мыслители этой норы пытаются сформулировать согласно математико-дедуктнвному методу.

Основные достижения Оксфордской школы связаны с научной деятельностью членов Мертонского колледжа при Оксфордском университете. Важное место среди них занимает Фома Бродвардин, который пытался выработать математический способ описания движений тел посредством придания физическим процессам количественных показателей. А его ученики — Ричард Киллингтон, Ричард Суиссет (Суайнсхед), Уильям Хейтесбери и Джон Дамблтон, так называемые «калькуляторы», стремясь объединить физику Аристотеля изучение о пропорциях Евклида, пытались создать единую систему «математической физики», основанной на возможности арифметико-алгебраического выражения качества. В работах калькуляторов формировались такие понятия математики, как переменная величина, логарифм, дробный показатель, бесконечный ряд.

Реализация идей опытной науки еще оставалась вопросом будущего. В частности, проведение экспериментов предполагало создание соответствующей экспериментальной техники, устройств, приборов и т. д. Огромные материальные ресурсы, которые требовались Для развития техники и инженерного искусства, реально появились лишь в эпоху Возрождения. Создание новой техники, в свою очередь, предполагало гораздо более широкое применение математических расчетов, использование прикладных математических моделей, которое стимулировало развитие математических исследований. Но идея о той, что законы природы могут быть описаны языком математики и проверены экспериментом, включительно медленно пробивала себе дорогу на протяжении всей эпохи Возрождения.

Изменяется роль человека в мире. Зарождается новый тип мышления. Происходит постепенная смена мировоззренческой ориентации: для человека значимым становится потусторонний мир, автономным, универсальным и самодостаточным становится индивид. Философия, наука, искусство приобретают самостоятельность, автономность о отношению к церкви и религии. В протестантизме происходит разделение знания и веры, ограничение сферы применения человеческого разума миром «земных вещей», под которыми понимается эмпирически ориентированное познание природы. В этих условиях создаются предпосылки для возникновения экспериментально-математического естествознания.

Среди тех, кто подготавливал рождение науки, был Николай Кузанский (1401—1464). В своих философских воззрениях на мир он вводит методологический принцип совпадения противоположностей — единого и бесконечного, максимума и минимума, из которого следует тезис об относительности любой точки отсчета. Кузанский делает заключение о предположительном характере всякого человеческого знания. Поэтому он уравнивает в правах и науку, основанную на опыте, и науку, основанную на доказательствах. Большое внимание философ придает измерительным процедурам.

Применяя принцип совпадения противоположностей к астрономии, Кузанский приходит к выводу, что Земля не является центром Вселенной, а такое же небесное тело, как и Солнце и Луна, что подготавливало переворот в астрономии, который в дальнейшем совершил Коперник.

Человек становится творцом, поднимаясь почти на один уровень с Богом, ведь он наделен свободой воли и должен сам решать свою судьбу, способен творить, стать мастером, которому по силам любая задача. Отсюда и характерное для эпохи Возрождения стремление познать принципы функционирования механизмов, приборов, устройств и самого человека. В этой связи особый интерес представляют попытки Леонардо да Винчи (1452 — 1519) применить в анатомии знание из прикладной механики и найти соответствие между функционированием органов человека и животных и функционированием известных ему технических устройств, механизмов.

Леонардо да Винчи считал, что «опыт никогда не ошибается, ошибаются только суждения ваши», и что для получения в «науках достоверных выводов следует применять математику», в которую он обычно включал и механику. Механика же мыслилась им еще не как теоретическая наука, какой она станет во времена Галилея и Ньютона, а как чисто прикладное искусство конструирования различных машин и устройств. Леонардо да Винчи подошел к необходимости органического соединения эксперимента и его математического осмысления, которое и составляет суть того, что в дальнейшем назовут современным естествознанием, наукой в собственном смысле слова.

Как идейно-культурное движение сформировался гуманизм. Возникают предпосылки для создания новых научных направлений в гуманитарной сфере, таких как политология (на основании трудов Макиавелли), утопические концепции коммунизма, меркантилизм (первая экономическая школа).

studfiles.net


Смотрите также