Панно вклад народов советского союза в мировую культуру и цивилизацию


Биография - Илья Глазунов

По приглашению молодежного журнала «Доокола свята» («Вокруг света») едет в Польскую народную республику, где летом проходят выставки художника в трех городах – Варшаве, Кракове и шахтерском городе Катовице. Вернисаж выставки в Катовице посетил Генеральный секретарь коммунистической партии Польской народной республики Эдвард Герек. Пишет портреты актрисы Беаты Тышкевич, актера Густава Холобека, дирижера Витольда Равицкого и др. В журнале «Молодая гвардия» публикует дискуссионную статью «Клякса и образ. Заметки о некоторых вопросах современной живописи», в которой впервые обстоятельно и определенно разъясняет свою творческую позицию. Знакомится с писателем и поэтом Владимиром Алексеевичем Солоухиным, который обратился с просьбой сделать обложку его книги. Создает портрет приехавшего в Москву итальянского драматурга Эдуарда де Филиппо, а также молодого поэта Андрея Андреевича Вознесенского для его первого сборника стихов «Мозаика». Зимой совершает поездку в Боровск и Ростов Великий, Архангельскую, Вологодскую и Рязанскую области. В полотнах «Князь Владимир Путивльский», «Ожидание», «Русская песня» и других дает свое осмысление древнерусского исторического и культурного наследия. По просьбе посла Израиля создает графический портрет Анны Франк.

1961

Зимой вместе с Сергеем Владимировичем Михалковым совершает поездку в Харьков к известному врачу-психиатру Казимиру Марковичу Дубровскому, лечившему от заикания. Исполняет его графический портрет. Во второй половине апреля, вскоре после полета Юрия Гагарина в космос, делает графический портрет космонавта. В мае принимается кандидатом в члены Союза художников. В июле во время II Международного кинофестиваля в Москве его находят «звезды» итальянского кино: актриса Джина Лоллобриджида, режиссеры Лукино Висконти и Джузеппе де Сантис, сценарист Эннио де Кончини. Сделав за два часа портреты, вызывавшие восторг, получает приглашение приехать в Рим. Также исполняет портреты американских актеров Элизабет Тейлор и Эдди Фишера. Во Владимире случайно знакомится с бывшим депутатом Государственной Думы Василием Витальевичем Шульгиным и вскоре рисует его графический портрет. Поздней осенью посещает Нижний Новгород, Городец, Семенов и места, связанные с легендами о Граде Китеже. Создает портреты писателей Михаила Николаевича Алексеева, Георгия Дмитриевича Гулиа, Антонины Дмитриевны Коптяевой.

1962

Зимой по командировке ЦК ВЛКСМ посещает Рязань. Впервые приходит в редакцию журнала «Огонек», которая ему заказывает портрет писателя Федора Ивановича Панферова. Знакомится с главным редактором журнала Анатолием Владимировичем Сафроновым. Знакомится с главным редактором газеты «Известия» Алексеем Ивановичем Аджубеем. В газете «Известия» публикует 5 апреля статью «Что помнить, чем гордиться…», в которой призывает по примеру Грузии создать в республиках СССР добровольные общества по охране и изучению памятников культуры. Создает при Советском комитете защиты мира секцию по охране памятников, на основе которой позднее возникнет Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) В июльском номере журнала «Москва» появляется сочувственная статья поэта и общественного деятеля Николая Семеновича Тихонова «Человек беспокойного таланта», посвященная Глазунову. По командировке ЦК ВЛКСМ посещает Переяславль-Залесский. 7 июля в «Литературной газете» появляется статья писателя Сергея Сергеевича Смирнова «Странная судьба одного таланта» в защиту Глазунова, последовательно отвергаемого руководством Союза художников СССР. Летом совершает поездку в Великий Новгород, пишет картину «Спас Нередица». В конце июля – начале августа экспонирует несколько произведений в рамках VIII Международного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки. 26 декабря выступает с речью на совещании творческой молодежи в ЦК КПСС, формулирует свое отношение к задачам творчества, к состоянию современного искусства и говорит о тяжелом положении с охраной памятников русской культуры. В картине «Князь Игорь» под влиянием древнерусских шитых окладов применяет технику коллажа. Делает портреты делегатов Всемирного конгресса за разоружение, в том числе ученых Жолио Кюри и Джона Бернала, а также писателя Сергея Сергеевича Смирнова, композитора Арама Ильича Хачатуряна и других. Для пропаганды древнерусской культуры начинает работу по созданию патриотического клуба, вокруг которого хочет объединить молодежь. Идею поддерживает скульптор Сергей Тимофеевич Коненков.

1963

Весной первый раз едет в Италию по приглашению Лукино Висконти, Федерико Феллини, Джины Лоллобриджиды, Джузеппе де Сантиса, Альберто Моравиа и других деятелей культуры. Делает графические портреты Джульетты Мазины, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Клаудио Кардинале, Сальваторе Адамо, Доменико Модуньо, Эдуардо де Филиппо, Аниты Экберг и др., а также живописный портрет Лоллобриджиды. Знакомится с главным художником миланского театра Ла Скала Николаем (Никколо) Бенуа, родственником Нины Александровны Виноградовой-Бенуа, с художниками Ренато Гуттузо и Джорджо де Кирико. 26 апреля открывается выставка художника в римской галерее «La Nuova Pesa» («Новые весы») на via del Vantaggio. На пресс-конференциях резко выступает с критикой абстракционизма и современных течений в искусстве, подчеркивая значение ценностей христианской цивилизации. Работает над иллюстрациями к произведениям Павла Ивановича Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах», «На горах», «Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» и другим для шеститомного собрания сочинений писателя, выходящего в библиотеке «Огонька». Совершает поездку в Заволжье. Пишет картину «Русский Икар». Получает премию журнала «Огонек» как художник-иллюстратор русской классики.

1964

Работает над иллюстрациями к произведениям Александра Ивановича Куприна «Яма», «Поединок», «Брегет», «Жанета», «Молох» для собрания сочинений писателя в девяти томах, выходящего в библиотеке «Огонька». Пишет портрет М.Ю. Лермонтова и иллюстрации к его поэме «Мцыри». В картине «Два князя» и других обращается к теме древнерусской истории. Пишет картину «Русский Икар». Пишет автобиографическую книгу «Дорога к тебе. Из записок художника», в которой излагает свои взгляды на предназначение художника. 22 марта в газете «Известия» публикуется статья «Не хватит ли копья ломать?», подписанная видными учеными и писателями, в которой ставится вопрос об организации персональной выставки Глазунова в Москве, запрещаемой Союзом художником СССР. 8 мая в аудитории Московского химико-технологического института имени Д.И.Менделеева проходит вечер, посвященный древнерусской культуре, на котором принимается решение о создании «Клуба любителей древнерусского искусства», получившего в дальнейшем название патриотического клуба «Родина». Становится фактическим организатором и руководителем этого клуба. В связи с блестящим успехом, который художник имел в Италии, в середине июня с разрешения министра культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой открывается выставка в служебном помещении Центрального выставочного зала в Москве (Манеж) со стороны Троицкой башни Кремля, где, в частности, экспонируется картина «Дороги войны». 19 июня в газете «Вечерняя Москва» публикуется письмо в редакцию нескольких московских художников с протестом против открытия этой выставки. Через пять дней по требованию Московского Союза художников выставка закрывается. Летом пишет живописный портрет Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I (Симанского) и других иерархов Русской Православной Церкви. Осенью в Москве проходят гастроли итальянского театра Ла Скала. Делает более двадцати графических портретов, в том числе дирижеров Герберта фон Караяна и Джанандреа Гаваццени, главного художника Николая (Никколо) Бенуа, певиц Габриэллы Тучи и Миреллы Френи, баса Николая Гяурова и других. Портреты лично дарит своим моделям ввиду отказа Министерства культуры СССР представить эти произведения (находятся в музее театра Ла Скала) в качестве памятного подарка о гастролях. В октябрьском номере журнала «Творчество» появляется статья искусствоведа Александра Абрамовича Каменского «Сфинкс без загадки», в которой формулируются основные претензии к Глазунову со стороны советской критики. Пишет целый ряд произведений, в которых отразились чувства творческого одиночества и непонимания: «Пророк», «Осень» и др. Также делает графические портреты работниц Московской ткацкой фабрики №2 для журнала «Молодая гвардия». В октябре на пленуме ЦК КПСС происходит смещение Никиты Сергеевича Хрущева со всех должностей. Первым секретарем ЦК становится Леонид Ильич Брежнев.

1965

В феврале Московское областное управление культуры и областной комитет комсомола утверждают положение о клубе «Родина». Получает мастерскую в башне дома «Моссельпрома» в Калашном переулке. 28 июля постановлением Совета Министров РСФСР учреждается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры (ВООПиК). Входит в его организационный комитет. Совершает поездку в Новгород и на Север России. Пишет картины «Господин Великий Новгород», «Деревня Кулига. У Кириллова монастыря». В октябре журнал «Молодая гвардия» начинает публиковать автобиографическую повесть Глазунова под названием «Дорога к тебе. Из записок художника». Пишет картины «Весна в городе», «Старый двор», «Мышеловка», «ХХ век. В ресторане» и др. Выходит поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» с иллюстрациями Глазунова.

1966

В начале июня на Учредительном съезде ВООПиК избирается членом правления. В сентябре едет в Данию по приглашению для написания портрета премьер-министра Отто Йенса Крага. Пишет также портрет его супруги киноактрисы Хелле Виркнер Краг и портреты их детей. В ноябре в Копенгагене проходит выставка Глазунова. 11 ноября умирает дядя художника Михаил Федорович Глазунов, оказавший большое влияние на его творческое воспитание. Критическое отношение к современной советской жизни находит отражение в полотнах «В клетке (Горбун)» и «Лифтерша».

1967

В феврале через Владивосток вместе с писателем Сергеем Александровичем Высоцким уезжает в творческую командировку во Вьетнам в качестве специального корреспондента газеты «Комсомольская правда». Ее результатом становится серия из 150 работ о сражающемся Вьетнаме, созданная за 23 дня. В конце марта в Ханое на улице Ювелиров открывается выставка произведений вьетнамского цикла, которая пользуется большим успехом. По возвращении художника в Москву этот цикл демонстрируется в Доме дружбы с народами зарубежных стран. Выходит папка репродукций «Дни и ночи Вьетнама» (М., Изобразительное искусство). Принят в Союз художников СССР по секции графики. Рекомендации дают Борис Ефимович Ефимов, Орест Георгиевич Верейский и Георгий Григорьевич Нисский. Осенью работает в Лаосе по приглашению короля, где пишет портреты членов королевской семьи и пейзажи, создает графические листы, изображающие современную жизнь лаосцев. 9 ноября 1967 награждается лаосским орденом Вишну. Получает почетную грамоту Советского комитета защиты мира. Под давлением партийных органов и Московского городского отделения ВООПиК закрывается созданный художником клуб «Родина», вместо которого возникает новый, чья деятельность сужается, фактически сводясь к реставрационным работам в Крутицком подворье. В новых произведениях на темы русской истории использует технику коллажа, приемы, связанные с древнерусским искусством и народным примитивом: «Борис Годунов», «Легенда о царевиче Димитрии», «Царевич Димитрий», «Погост Нёнокса» и др.

1968

В апреле приезжает в Париж по приглашению Ива Монтана, Симоны Синьоре, Иветт Шовире и графа Сергея Михайловича Толстого для написания портрета президента Франции Шарля де Голля. В июне открывается выставка художника в парижской галерее «Мона Лиза» на rue de Varenne в Сен-Жермен-де-Пре. Живет в Париже три месяца, становится свидетелем студенческих волнений. Пишет портреты членов французского Кабинета министров: Эдгара Фора, Пьера Бийота, Луи Жокса и др. Знакомится с лидером ультраправой партии Жан Мари ле Пеном и пишет его портрет. Задумывает картину «Мистерия XX века». Встречается с художниками Бернаром Бюффе и Юрием Павловичем Анненковым. Знакомится с историком Николаем Николаевичем Рутченко (псевдоним - Н.Рутыч), князем Николаем Васильевичем Вырубовым, Аркадием Петровичем Столыпиным и другими русскими эмигрантами, а также с Галиной Леонидовной Брежневой, приехавшей в Париж и посетившей выставку художника. В сентябре совершает поездку на Русский Север, по результатам которой пишет серию работ: «Русский Север», «Стены Кирилло-Белозерского монастыря», «Золотая осень. Русь», «Северная твердыня», «Белозерск» и другие.

1969

Зимой посещает Нурэкскую ГЭС по приглашению ее дирекции, пишет портреты строителей и пейзажи. В конце июня в Москве в Доме культуры и техники Главмоспромстройматериалов на Волхонке открывается персональная выставка художника. Работает над иллюстрациями к собранию сочинений Алексея Константиновича Толстого, выходящему в библиотеке «Огонька». 13 октября рождение сына Ивана. В ноябре выставка в клубе парфюмерной фабрики «Новая заря». Пишет картины «Штурм града», «После битвы», «Портрет девушки с Волги», «Нина» и др. Работает над иллюстрациями к произведениям А.К. Толстого.

glazunov.ru

Глазунов Илья Сергеевич

ГЛАЗУНОВ Илья Сергеевич (р. 1930) — советский и российский деятель культуры, живописец, график, портретист, народный художник СССР (1980), академик Российской АХ, действительный член Российской АХ (2000), лауреат Государственной премии РФ (1997).

Автор серии работ по сюжетам романов Ф. М. Достоевского и актуальным политическим темам («Чили», 1969; «Никарагуа», 1983), портретов многих советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей и артистов. Создал живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980, здание ЮНЕСКО в Париже), а также цикл многофигурных полотен (1970—1990), в которых воплотил свою концепцию самобытного исторического пути России («Мистерия XX века», «Вечная Русь», «Моя жизнь», «Поле Куликово» и др.).

Как театральный сценограф оформил постановку опер («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Я. А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Пиковая дама» Я. Я. Чайковского) и балета «Маскарад» по мотивам произведения М. Ю. Лермонтова.

Один из инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Основатель и ректор (с 1989) Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 122.

Глазунов Илья Сергеевич (р. 10.06.1930), русский художник и общественный деятель, основатель и ректор Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества (1989). Автор многочисленных художественных полотен, воплотивших исторический путь России и ее героев.

Картина Глазунова “Мистерия XX века” (1988) стала своего рода иллюстрацией борьбы Добра и Зла, мировых потрясений, пережитых человечеством в XX в. В центре картины художник написал Сталина, символизирующего самую великую победу добра в современном мире — победу русского народа в Великой Отечественной войне.

В том же году Глазунов заканчивает картину “100 веков”, позднее переименованную в “Вечную Россию”. Это полотно художник посвятил 1000-летию Крещения Руси, хотя временные рамки событий, изображенных Глазуновым, не ограничивались десятью веками, а вели в глубь тысячелетий, к корням происхождения русской цивилизации. Художник представил историю вечной России в виде нескончаемого народного шествия, крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля, в начале которого ярко выделяются образы православных святых, государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, ученых, создававших, возвышавших и защищавших Россию.

Глазунов был в числе основателей русского патриотического клуба “Родина”, активным деятелем ВООПИК и “Русского клуба”.

О. Платонов

Так кончину царевича Дмитрия представил себе Илья Глазунов.

Глазунов Илья Сергеевич (р. 10.06.1930), художник, общественный деятель, профессор, Народный художник СССР (1980), лауреат Государственной премии России (1997), действительный член Российской Академии художеств (2001), почетный член Королевских академий Мадрида и Барселоны (1980), лауреат премии Дж. Неру (1973), основатель и ректор Российской Академии живописи, ваяния и зодчества (1987).

Родился в Ленинграде, в семье потомственных петербургских дворян. Во время блокады, когда на его глазах мучительной голодной смертью умерли родители и ближайшие родственники, он был эвакуирован по знаменитой Дороге жизни в Новгородскую область, где в глухой деревеньке Гребло работал пастухом, познавая тяготы крестьянской жизни и проникаясь красотой северной природы. В 1944, после возвращения из эвакуации в Ленинград, поступает в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина, а затем в сам Институт.

В 1956 Глазунов, еще будучи студентом Института, получает Гран-при на международном конкурсе в Праге, что послужило поводом для проведения его первой персональной выставки в Центральном доме работников искусств в Москве (1957). Эта выставка, на которой были представлены четыре цикла работ, определивших последующие направления творчества — «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики», «Портрет», — имела ошеломляющий успех и получила широкий отклик в органах мировой прессы как «удар ножом в спину соцреализма». С этого времени началась кампания травли молодого художника представителями официальной критики за «пропаганду достоевщины и религиозного мистицизма», увлеченность «проклятым прошлым» России, за то, что его творчество «не помогает строить коммунизм». Но ряд известных деятелей литературы и искусства не побоялись отдать должное самобытному таланту художника, среди них — писатель С. Смирнов, поэт Н. Тихонов, отметивший продолжение в его творчестве традиций русского национального искусства, важность для него внутреннего мира человека.

После скандальной выставки в ЦДРИ, получив тройку за дипломную работу, Глазунов направляется преподавателем черчения в Иваново. Но удостоверившись, что там в нем не нуждаются, перебирается в Москву, где живет без прописки, существуя за счет случайных заработков, ибо не будучи членом Союза художников, в который его не допускали до 1967, не мог быть участником выставок и получать официальные заказы, которых, кстати, не было и в дальнейшем. Но в 1959 в Италии вышла книга П. Риччи «Илья Глазунов», а когда в Москву прибыла группа всемирно известных деятелей итальянского кино (Д. Лоллобриджида, Ф. Феллини и др.), он был приглашен в Италию для создания их портретов. Выставка работ в Риме, состоявшаяся во время его поездки (1963), восторженно комментировалась прессой. Одна из газет назвала Глазунова «Достоевским живописи». И действительно, свой творческий метод художник определяет по Достоевскому как «реализм в высшем смысле этого слова», как выражение идеи борьбы добра и зла, где поле битвы — сердце человека.

Последующее творчество Глазунова постоянно вызывало яростные нападки представителей господствовавшего соцреализма, отражавших, по убеждению художника, ложь жизни социальных манекенов. Сам же он стремился обнажать «суровую правду жизни», пробуждать русское национальное самосознание, что стало причиной закрытия его первой выставки в Манеже по письму руководителей Московской организации Союза художников. В цикле ставших хрестоматийными иллюстраций к произведениям русских классиков — Блока, Куприна, Некрасова, Мельникова-Печерского, Лескова, созданных в 60-е, Глазунов явил себя как глубочайший знаток национального духа и быта, глубокий психолог, величайший мастер передачи образного строя литературного произведения языком изобразительного искусства. В это же время им созданы широко известные полотна, воссоздающие образ России в протяженности ее многовекового бытия («Господин Великий Новгород», «Русская песня», «Град Китеж» и др.). Особое место среди работ исторической тематики занял цикл «Поле Куликово, отражающий переломный момент в истории Отечества, ознаменованный Куликовской битвой. В своих произведениях Глазунов предстает не только как великий продолжатель традиций отечественной школы высокого реализма, виртуозный рисовальщик, мастер композиции, но и знаток мировой истории и культуры. Вершинами его философского осмысления процессов мировой и отечественной истории стали всемирно известные полотна «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия», «Великий эксперимент», «Христос и Антихрист», «Разгром Храма в Пасхальную ночь», «Рынок нашей демократии» и др. произведения 80—90-х. Историко-философские произведения Глазунова, в частности картина «Вечная Россия», становились пособиями по изучению истории России в зарубежных учебных заведениях и на научных симпозиумах.

Славу непревзойденного мастера портрета снискали художнику созданные им образы соотечественников и «звезд» мировой культуры, выдающихся государственных и общественных деятелей (Л. Висконти, У. К. Кекконен, Д. Лоллобриджида, Индира Ганди, короли Швеции, Лаоса, Испании, папа римский Иоанн-Павел II и др.). Свидетельством глубочайшей «всемирной отзывчивости» художника являются серии его работ, выполненные во время поездок в так называемые горячие точки планеты — Вьетнам, Лаос, Чили и Никарагуа.

Выставки произведений Глазунова с триумфальным успехом проходили во многих столицах и крупнейших городах мира: в Варшаве, Риме, Копенгагене, Париже, Лондоне, Сантьяго, Стокгольме, Хельсинки, Берлине (Восточный и Западный), Лейпциге, Дюссельдорфе, Гамбурге, Кельне, Штутгарде, Токио, Милане, Манагуа, Гаване, Мадриде, Никосии, во Вьетнаме, Лаосе, а также во многих городах России и стран СНГ — в Одессе, Киеве, Ярославле, Перми, Свердловске, С.-Петербурге и Москве. Американская пресса назвала Глазунова рекордсменом по посещаемости. Ибо история искусства не знает такого примера, чтобы выставку художника, проходящую в течение месяца, посещало более 2 млн чел.

«Глазунов гениальный и мужественный, до конца предан России — стране с безграничной готовностью к вере и страданию.

Своим творчеством он говорит о Боге в душе, об освобождении на кресте, о победе правды в царстве демонов и о непобедимой свободе в застенках» — этот отзыв о художнике в «Берлинер Моргенпост» (ФРГ) звучит как рефрен в органах мировой прессы. С подобными отзывами зарубежных критиков солидарны многие выдающиеся мастера мировой культуры, государственные и общественные деятели. Испанский скульптор, классик ХХ в. Хуан де Авалос, один из создателей всемирно известного мемориала близ Мадрида, посвященного жертвам гражданской войны в Испании, так отзывался о Глазунове: «Он показывает, каким должен быть художник. Горе и страдания своего народа, исторические проблемы, которые он воплощает в своих картинах, отделяют его от сиюминутности, от политических интриг. Он идет своим путем. Он выделяется среди общества, которое имеет еще не вполне ясные представления о своих устремлениях, как гениальная личность. Его успех объясняется огромным талантом, искренностью, полной отдачей своей жизни искусству».

Но широкое общественное признание Глазунов завоевал не только как выдающийся портретист и живописец. Важнейшим вкладом в современное театрально-декоративное искусство стало оформление им совместно с женой Н. Виноградовой-Бенуа постановок в известнейших театрах — в Большом театре («Сказание о граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова), в Берлинской опере («Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского), в Одесском оперном театре («Маскарад» А. Хачатуряна), где художник продолжил традиции отечественного искусства, воскрешая дух знаменитых Русских сезонов в Париже.

 

Князь Игорь.

Многогранный талант Глазунова воплотился в ряде его архитектурных проектов: музея народного искусства в Палехе, оформлении интерьеров зданий Российского посольства в Мадриде, созданной художником Российской Академии живописи, ваяния и зодчества и зданий Московского Кремля. В созданных художником архитектурных образах проявилось блестящее чувство стиля, глубокое проникновение в традиции русской классической архитектуры.

Широкий резонанс вызывала общественная деятельность Глазунова. В самые тяжелые годы идеологического гнета он стал возбудителем интереса к отечественной истории, выдающимся деятелям России, чьи имена находились под глубоким запретом; он один из немногих утверждал, что у России не «темное проклятое», а великое прошлое, что она никогда не была «тюрьмой народов», не знала глупых и недостойных монархов, что ей должно принадлежать великое будущее. «Я монархист не только потому, что идея монархии — это святая и вечная традиция истории человечества, — говорит И. Глазунов, — но и потому, что все, что я люблю в истории России, связано с идеей монархии. Россия — страна, не знавшая колоний… Царская Россия была самой свободной, самой богатой и самой духовной страной мира. Общеизвестен ее вклад в культуру человечества».

Страстной проповедью патриотизма, важнейшим вкладом в национальное осознание русской истории и культуры стало появление на страницах журнала «Молодая гвардия» книги Глазунова «Дорога к тебе» (1965—66), воспринятая общественностью как гимн историческому бытию России, ее национальному величию. Книга вызвала новую волну травли художника, вследствие чего ее публикация была прекращена под угрозой закрытия журнала.

В 1996 в «Роман-газете» выходит книга Глазунова «Россия распятая», представляющая новый взгляд художника на мировую историю славянства. По его убеждению, «история славянства, как и русского племени, в большинстве своем писалась врагами». Развенчивая норманскую теорию происхождения славян, он обращается ко времени создания древнейших книг арийского мира — «Ригведы» и «Авесты», возвращает в научный обиход многие исторические источники, сознательно преданные забвению.

Его многочисленные публичные выступления и публикации в средствах массовой информации, как в советские, так и в перестроечные и постперестроечные годы, приводили в шок официальные инстанции, а выставки становились общественным потрясением. Еще в н. 60-х он стал одним из организаторов патриотического клуба «Родина», важнейшей задачей которого была пропаганда отечественного культурного и исторического достояния, привлечение как можно большего числа людей к его защите. Это являлось основной темой организуемых клубом вечеров, журнальных и газетных публикаций, ставшей сенсационной выставки «Поэзия земли русской». Стремительно нараставший общественный резонанс от деятельности клуба вызвал у официальных властей серьезную тревогу и, несмотря на причастность к его работе многих крупнейших деятелей культуры, деятельность клуба была прекращена. Позднее, на почве, подготовленной клубом, Глазунов стал одним из главных инициаторов создания Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК). И лично возглавил многие общественные акции по спасению памятников в разных городах страны, в том числе и всей исторической Москвы, когда по Генеральному плану реконструкции, разработанному в н. 70-х ей предстояло тотальное уничтожение. Но Глазунов был не только защитником отечественного культурного и исторического наследия и достояния. Его многоплановая деятельность в тех условиях, когда памятники отечественной истории повсеместно разрушались, была направлена и на созидание. В знаменитом подмосковном имении Царицыно им был основан Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства, который он возглавлял в течение нескольких лет. В Киеве им восстановлена могила великого русского реформатора Столыпина. В н. 60-х он выступил с идеей восстановления Храма Христа Спасителя, ныне возрожденного. В 1987 он основывает Всероссийскую Академию живописи, ваяния и зодчества, призванную возродить русскую историческую и религиозную картину на базе академической школы. В настоящее время Академия, признанная лучшим в мире художественным заведением, преобразована в Российскую с приданием особого статуса, а Глазунов назначен ее бессрочным ректором. В деятельности Академии с особой мощью раскрылся талант Глазунова на ниве педагогической деятельности, которой он начал заниматься еще в Московском художественном институте им. В. Сурикова, возглавляя в нем в 1970—80 мастерскую портрета. С именем воспитанных им молодых художников связано возникновение нового направления в современном искусстве — русского духовного реализма.

В 1981 Глазунов вместе с талантливым журналистом-международником, представителем второй волны русской эмиграции О. А. Красовским, становится создателем зарубежного независимого русского альманаха «Вече», получившего свое название в память об одноименном самиздатовском предшественнике, выпускавшемся русским патриотом В. Н. Осиповым, отбывающим в то время очередной срок в местах заключения. Задача альманаха — противостоять русофобской третьей волне эмиграции и «стремиться стать центром единения всех здоровых национальных сил как внутри России, так и за ее пределами, русских патриотов на Родине и российских изгнанников всех поколений, вынужденно оказавшихся в Зарубежье». Авторами издающегося в Германии и распространяющегося во многих странах мира альманаха стали известные зарубежные и российские философы, историки, писатели, общественные и политические деятели, публикации которых определили православную направленность, преданность русским национальным идеалам и высокий интеллектуальный уровень издания.

Вся многообразная творческая и общественная деятельность Глазунова как последовательного выразителя русского национального самосознания, подарившего в канун празднования 850-летия Москвы ей все свои работы, получила всенародное признание. Многие выдающиеся представители отечественной культуры и современные политические деятели России с признательностью говорят о решающем влиянии на их формирование творчества и непосредственного воздействия Глазунова. По итогам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения в н. 1999, Глазунов получил титул «самый выдающийся художник ХХ века». Свое предназначение человека и художника он определяет так: «Я никогда не принадлежал ни к одной группировке, не был членом партии, стремясь в меру отпущенных сил служить Богу, совести и России, всячески оберегая и сохраняя основы русского национального самосознания, традиции и памятники культуры нашего народа…»

Творческая и общественная деятельность Глазунова отмечена рядом наград — Орденом Сергия Радонежского (1998), Серебряной медалью Всемирного Совета Мира (19876), орденом Вишну (Лаос, 1967), Золотой медалью ЮНЕСКО (1999) орденом св. Михаила (Португалия). Именем Глазунова названа одна из планет.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

www.hrono.info

Академизм

Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 27.06.2014 16:37 Просмотров: 2610

Академизм... Одно только это слово вызывает глубокое уважение и предполагает серьёзный разговор. 

И это действительно так: для академизма характерны возвышенность тематики, метафоричность, многоплановость и в некоторой степени даже помпезность.Это направление в европейской живописи XVII-XIX вв. сформировалось на следовании внешним формам классического искусства. Другими словами, это переосмысление форм искусства древнего античного мира и Возрождения. 

Поль Деларош «Портрет Петра I» (1838)Во Франции к представителям академизма относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугеро и др. Русский академизм особенно ярко проявился в первой половине XIX в. Для него были характерны библейские сюжеты, салонные пейзажи и парадные портреты. Работы русских академистов (Фёдора Бруни, Александра Иванова, Карла Брюллова и др.) отличались высоким техническим мастерством. Как художественный метод академизм присутствует в творчестве большинства членов Товарищества «передвижников». Постепенно русская академическая живопись стала приобретать черты историзма (принцип рассмотрения мира в динамике, в закономерном историческом развитии), традиционализма (мировоззрение или социально-философское направление, которое выраженную в традиции практическую мудрость ставит выше разума) и реализма.

И. Каверзнев «Светлое Воскресенье»Есть и более современная трактовка термина «академизм»: так называют работы художников, имеющих систематическое художественное образование и классические навыки создания произведений высокого технического уровня. Термин «академизм» сейчас больше относят к характеристике композиции и техники исполнения, но не к сюжету художественного произведения.

Н. Анохин «Цветы на фортепьяно»В современном мире интерес к академической живописи заметно возрос. Что касается современных художников, то черты академизма присутствуют в творчестве многих из них: Александра Шилова, Николая Анохина, Сергея Смирнова, Ильи Каверзнева, Николая Третьякова и, конечно же, Ильи Глазунова.А теперь расскажем о некоторых представителях академизма.

Поль Деларош (1797-1856)

Знаменитый французский исторический живописец. Родился в Париже и развивался в артистической атмосфере среди людей, близких к искусству. Как художник первоначально проявил себя в пейзажной живописи, а затем заинтересовался исторической тематикой. Затем примкнул к новым идеям главы романтической школы Эжена Делакруа. Имея светлый ум и тонкое эстетическое чувство, Деларош никогда не преувеличивал драматизм изображаемых сцен, не увлекался чрезмерными эффектами, глубоко обдумывал свои композиции и разумно пользовался техническими средствами. Его картины исторической тематики единодушно хвалили критики, и они вскоре становились популярными благодаря изданию в гравюрах и литографиях.

П. Деларош «Казнь Джейн Грей» (1833)

Холст, масло, 246х297 см. Лондонская Национальная галереяИсторическое полотно Поля Делароша, впервые выставленное на Парижском салоне 1834 г. Картина, почти полвека считавшаяся утраченной, была возвращена публике в 1975 г.

Сюжет: 12 февраля 1554 г. королева Англии Марии Тюдор казнила заточённую в Тауэре претендентку, «королеву на девять дней» Джейн Грей и её мужа Гилфорда Дадли. Утром был публично обезглавлен Гилфорд Дадли, затем во дворике у стен церкви св. Петра обезглавили Джейн Грей.

Существует предание, что перед казнью Джейн позволили обратиться к узкому кругу присутствовавших и раздать оставшиеся при ней вещи своим спутникам. С завязанными глазами она потеряла ориентацию и не смогла самостоятельно найти дорогу к плахе: «Что теперь делать? Где она [плаха]?». Никто из спутников не подошёл к Джейн, и к плахе её привёл случайный человек из толпы.

Этот момент предсмертной слабости запечатлен на картине Делароша. Но он намеренно отступил от известных исторических обстоятельств казни, изобразив не дворик, а мрачное подземелье Тауэра. Джейн одета в белое, хотя в действительности она была одета в простые чёрные одежды.

Поль Деларош «Портрет Генриетты Зонтаг» (1831), ЭрмитажДеларош писал прекрасные портреты и увековечил своей кистью многих выдающихся людей своей эпохи: папу Григория XVI, Гизо, Тьера, Шангарнье, Ремюза, Пурталеса, певицу Зонтаг и др. Лучшие из современных ему гравёров считали для себя лестным воспроизводить его картины и портреты.

Александр Андреевич Иванов (1806-1858)

С. Постников «Портрет А. А. Иванова»Русский художник, создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу».Родился в семье художника. Учился в Императорской Академии Художеств при поддержке Общества поощрения художникам под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова. Получил за успехи в рисовании две серебряные медали, в 1824 г. был награждён малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора», а в 1827 г. получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за другую картину на библейский сюжет. Совершенствовал своё мастерство в Италии.

Самое главное произведение своей жизни – картину «Явление Христа народу» – художник писал 20 лет.

А. Иванов «Явление Христа народу» (1836-1857)

Холст, масло, 540х750 см. Государственная Третьяковская галереяХудожник работал над картиной в Италии. Для неё он исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Известный любитель живописи и меценат Павел Михайлович Третьяков приобретал эскизы, т.к. саму картину приобрести было невозможно – она писалась по заказу Академии художеств и уже как бы была куплена ей.

Сюжет: основывается на третьей главе Евангелия от Матфея. На первом, ближнем к зрителю плане, изображена толпа иудеев, пришедших на Иордан вслед за пророком Иоанном Крестителем, чтобы омыть в водах реки грехи прошедшей жизни. Пророк облачён в пожелтевшую верблюжью шкуру и светлый плащ из грубой ткани. Пышные длинные волосы и густая борода обрамляют его бледное худое лицо со слегка запавшими глазами. Высокий чистый лоб, твердый и умный взгляд, мужественная, сильная фигура, мускулистые руки и ноги – всё обличает в нем незаурядную интеллектуальную и физическую силу, одухотворенную аскетической жизнью отшельника. В одной руке он держит крест, а другой указывает народу на одинокую фигуру Христа, уже показавшуюся вдали на каменистой дороге. Иоанн разъясняет собравшимся, что идущий человек несет им новую истину, новое вероучение.

Один из центральных образов этого произведения – Иоанн Креститель. Христос же ещё воспринимается зрителем в общих контурах его фигуры, спокойной и величественной. Лицо Христа можно рассмотреть лишь с некоторым усилием. Фигура же Иоанна – на переднем плане картины и главенствует. Его вдохновенный облик, исполненный суровой красоты, героический характер выступают в контрасте со стоящим рядом женственным и изящным Иоанном Богословом, дают представление о пророке – глашатае истины.Иоанна окружает толпа народа, пёстрая по своему социальному характеру и по-разному реагирующая на слова пророка. За спиной Иоанна Крестителя –апостолы, будущие ученики и последователи Христа: юный рыжеволосый темпераментный Иоанн Богослов в желтом хитоне и красном плаще и седобородый, закутанный в оливковый плащ Андрей Первозванный. Рядом с ними – «сомневающийся», недоверчиво относящийся к тому, что говорит пророк. Перед Иоанном Крестителем - группа людей. Одни жадно внимают его словам, другие смотрят на Христа. Тут и странник, и хилый старик, и испуганные словами Иоанна какие-то люди, возможно, представители иудейской администрации.У ног Иоанна Крестителя – сидящий на земле, на покрывалах, богатый пожилой человек и его раб, присевший рядом с ним на корточки – жёлтый, изможденный, с веревкой на шее. Идея художника о нравственном перерождении человека – в этом образе униженного человека, впервые услышавшего слова надежды и утешения.

В правой части переднего плана картины стройный, красивый полуобнаженный юноша, вероятно, принадлежащий к состоятельной семье, откинув от лица пышные локоны, смотрит на Христа. Рядом с красивым полуобнажённым юношей – мальчик и его отец, «дрожащие». Они только что совершили омовение и теперь взволнованно слушают Иоанна. Их жадное внимание символизирует готовность принятия новой истины, нового учения. За группой рыжеволосого юноши и «дрожащих» выделяются враждебно настроенные к словам Иоанна иудейские первосвященники и книжники, сторонники официальной религии. На их лицах различные чувства: недоверия и неприязни, равнодушия, отчётливо выраженной ненависти краснолицего старика с толстым носом, изображенного в профиль. Дальше в толпе – кающийся грешник в темно-красном плаще, несколько женщин и римские солдаты, присланные администрацией для соблюдения порядка. Кругом видна каменистая прибрежная равнина. В глубине – город, на горизонте – громады синих гор и над ними чистое голубое небо.

Илья Сергеевич Глазунов (р. 1930)

Советский и российский художник-живописец, педагог. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Академик.Родился в Ленинграде в семье историка. Пережил блокаду Ленинграда, а отец, мать, бабушка и другие родственники погибли. В 12-летнем возрасте вывезен из осажденного города через Ладогу по «Дороге жизни». После снятия блокады в 1944 г. вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской Средней Художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина у народного художника СССР профессора Б. В. Иогансона.

В 1957 г. в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех.

И. Глазунов «Нина» (1955)C 1978 г. преподавал в МХИ. В 1981 г. организовал и стал директором Всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства в Москве. С 1987 г. – ректор Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества.

Его ранние живописные работы середины 1950-х-начала 1960-х гг. выполнены в академической манере и отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма: «Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно».

Автор цикла графических работ, посвященных жизни современного города: «Двое», «Размолвка», «Любовь».Автор живописного полотна «Мистерия ХХ века» (1978). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего века с его борьбой идей, войнами и катастрофами.

Автор полотна «Вечная Россия», изображающего историю и культуру России за 1000 лет (1988).

И. Глазунов «Вечная Россия» (1988)

Холст, масло, 300х600.В одной картине – вся история России. Мировое искусство не знает подобного примера. Картину «Вечная Россия» можно назвать учебником русской истории в её истинном величии, песнью славе России.Глазунов был автором графических стилизованных произведений, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.Автор серии иллюстраций основных произведений Ф. М. Достоевского.Автор панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980), здание ЮНЕСКО, Париж.

Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства: Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щелоков и др.

И. Глазунов «Портрет писателя Валентина Распутина» (1987)Автор серии работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа».Театральный художник: создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» А. Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.Создал интерьер советского посольства в Мадриде.Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца.

Автор новых полотен «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; лирический автопортрет художника «И снова весна».

И. Глазунов «Возвращение блудного сына» (1977)

Сергей Иванович Смирнов (р. 1954)

Родился в Ленинграде. Окончил Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова и в настоящее время преподаёт живопись и композицию в этом институте. Основные темы работ – городские пейзажи Москвы, русские праздники и быт начала XX в., пейзажи Подмосковья и русского севера.

С. Смирнов «Кувшинки и колокольчики» (1986). Бумага, акварельВходит в ассоциацию художников «Русский Мир», объединяющую современных представителей классического направления русской живописи, продолжающих и развивающих традиции академизма.

С. Смирнов «Крещенские морозы»Какую же задачу ставят перед собой современные художники-академисты? На этот вопрос ответил один из них, Николай Анохин: «Основная задача – постичь высшую божественную гармонию, проследить руку Творца мироздания. Именно это прекрасно: глубина, красота, может не всегда блистающая внешним эффектом, но то, что, по сути, является настоящей эстетикой. Мы стремимся развивать и постигать то мастерство и владение формой, которые имели наши предшественники».

Н. Анохин «В старом доме Ракитиных» (1998)

ency.info

Биография Ильи Сергеевича Глазунова

1968

В апреле приезжает в Париж по приглашению Ива Монтана, Симоны Синьоре, Иветт Шовире и графа Сергея Михайловича Толстого для написания портрета президента Франции Шарля де Голля. В июне открывается выставка художника в парижской галерее «Мона Лиза» на rue de Varenne в Сен-Жермен-де-Пре. Живет в Париже три месяца, становится свидетелем студенческих волнений. Пишет портреты членов французского Кабинета министров: Эдгара Фора, Пьера Бийота, Луи Жокса и др. Знакомится с лидером ультраправой партии Жан Мари ле Пеном и пишет его портрет. Задумывает картину «Мистерия XX века». Встречается с художниками Бернаром Бюффе и Юрием Павловичем Анненковым. Знакомится с историком Николаем Николаевичем Рутченко (псевдоним - Н.Рутыч), князем Николаем Васильевичем Вырубовым, Аркадием Петровичем Столыпиным и другими русскими эмигрантами, а также с Галиной Леонидовной Брежневой, приехавшей в Париж и посетившей выставку художника. В сентябре совершает поездку на русский Север, по результатам которой пишет серию работ: «Русский Север», «Стены Кирилло-Белозерского монастыря», «Золотая осень. Русь», «Северная твердыня», «Белозерск» и другие.

1969

Зимой посещает Нурэкскую ГЭС по приглашению ее дирекции, пишет портреты строителей и пейзажи. В конце июня в Москве в Доме культуры и техники Главмоспромстройматериалов на Волхонке открывается персональная выставка художника. Работает над иллюстрациями к собранию сочинений Алексея Константиновича Толстого, выходящему в библиотеке «Огонька». 13 октября рождение сына Ивана. В ноябре выставка в клубе парфюмерной фабрики «Новая заря». Пишет картины «Штурм града», «После битвы», «Портрет девушки с Волги», «Нина» и др. Работает над иллюстрациями к произведениям А.К. Толстого.

1970

Создает иллюстрации к повестям Федора Михайловича Достоевского «Неточка Незванова» и «Белые ночи», а также к собранию сочинений Николая Алексеевича Некрасова, стихотворениям «Орина, мать солдатская», «Железная дорога» и другим.

1971

Получает приглашение от премьер-министра Индии Индиры Ганди, недовольной своим портретом, написанным Дмитрием Аркадьевичем Налбандяном, приехать в Индию для написания ее портрета, но художника не выпускают из страны. Работает над иллюстрациями к поэтическим циклам Александра Александровича Блока «Стихи о Прекрасной даме», «Снежная маска», а также к отдельным стихотворениям.

1972

Первая выставка в Ленинграде, в окружном Доме офицеров на Литейном проспекте, которая закрывается по указанию Ленинградского обкома КПСС. 1 ноября властями закрывается клуб «Родина», существовавший с 1964 года. Пишет несколько полотен на темы из древнерусской истории: «Князь Олег и Игорь», «Летописец», «Перун». Выходит первая в СССР монография о художнике, написанная И.В.Языковой (М., «Изобразительное искусство»). Создает портреты членов Политбюро ЦК КПСС Алексея Николаевича Косыгина, Михаила Андреевича Суслова, Кирилла Трофимовича Мазурова (или в 1973?).

1973

Издан роман Достоевского «Белые ночи» с иллюстрациями Глазунова (М., «Художественная литература»). В мае – июле творческая командировка в Чили от Агентства печати «Новости». Портретирует президента Чили Сальвадора Альенде. 18 июля в Сантьяго открывается выставка работ по результатам поездки. Выставку открывает Альенде. На обратном пути из Чили останавливается в Нью-Йорке. В конце лета у Глазунова в Москве гостит Василий Витальевич Шульгин. 11 сентября во время военного переворота гибнет Альенде. При штурме дворца Ла-Монеда сгорает портрет Альенде. Выходит альбом «Чили глазами художника» (М., Изобразительное искусство). В сентябре открывается выставка «Чили под знаменем Народного единства» в выставочном зале Союза художников СССР в Москве. В ноябре едет по приглашению в Индию для создания портрета премьер-министра Индиры Ганди, который пишет за 12 дней. Посещает древние города Индии и осматривает их достопримечательности. 30 ноября присваивается звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». По желанию Генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева пишет его портрет. Работает над иллюстрациями к произведениям Николая Семеновича Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и др. для собрания сочинений писателя в шести томах, выходящего в библиотеке «Огонька», к поэме Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос». 30 января рождение дочери Веры.

1974

В мае присуждается премия Союза журналистов СССР «за серию рисунков о Чили». Едет по приглашению Общества памяти Юхо Паасикиви в Финляндию для написания портрета президента Урхо Кекконена. Летом выставка в Стокгольме (Швеция) в Мармур-халле, где экспонируется около 180 живописных и графических работ. Пишет же пишет два портрета шведского короля Карла XVI Густава. 29 августа в газете «Советская Россия» за подписью Глазунова и нескольких членов Комиссии по народному искусству Союза художников РСФСР публикуется письмо с призывом о создании Центрального музея народного творчества. Осенью снова посещает Стокгольм по приглашению шведского бизнесмена Акселя Юнсона. Пишет портрет Юнсона и его жены. Вместе с архитектором Александром Поликарповым разрабатывает проект Музея искусства Палеха, над которым работает до 1978 года. Пишет полотна на историческую тему «Былина» и «Иван Грозный», а также «Портрет Иннокентия Смоктуновского с дочерью».

1975

Работает над иллюстрациями к двухтомному собранию сочинений Ивана Саввича Никитина, выходящему в издательстве «Правда». Выпущен альбом «Песнь о Чили» (М., Издательство агентства печати Новости). В январе – феврале проходит выставка в Хельсинки (Финляндия) в городском выставочном зале «Taidehalli». На открытии присутствует президент Урхо Кекконен, написавший предисловие к каталогу. На ней экспонируется около 150 произведений живописи и графики. Выставку посетило сорок тысяч, рекордное для Финляндии число зрителей. В марте в Дели художнику вручается премия имени Джавахарлала Неру за портрет Индиры Ганди и укрепление индийско-советской дружбы. В мае посещает Париж, где, в частности, знакомится с балетмейстером и коллекционером Сергеем Михайловичем Лифарем. Летом проходит выставка в городах Германской Демократической республики – Берлине (Altes museum) и Лейпциге. По заказу Министерства культуры ГДР пишет ряд портретов выдающихся людей Восточной Германии, в том числе певца и актера Эрнста Буша. Получает приглашение от директора Государственной Берлинской оперы Ганса Пишнера поработать над постановкой оперы «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина и подписывает с театром контракт. В середине ноября открывается выставка в Западном Берлине, в галерее «Дом Делёра», где представлено более 100 работ. Выставка имеет большой успех и продлевается на несколько дней. В декабре в Берлине художнику вручается «Золотой знак» – высшая награда Общества германо-советской дружбы.

1976

В феврале в числе немногих присутствует на похоронах Василия Витальевича Шульгина на кладбище «Байгуши» во Владимире. 20 октября в московском кинотеатре «Октябрь» проходит премьера документального фильма «Художник Илья Глазунов» (режиссер - Павел Васильевич Русанов). Весной и летом проходят выставки произведений художника в городах Федеративной Республики Германии – Дюссельдорфе, Кельне, Штутгарте и Гамбурге. Будучи в Германии, дает интервью корреспонденту радиостанции «Свобода» Олегу Антоновичу Красовскому, в котором излагает свой взгляд на развитие искусства в XX веке. В Кельне в гостинице «Интерконти» заканчивает задуманную в 1968 году картину «Мистерия XX века», которую осматривает премьер-министр Баварии и Генеральный секретарь партии Христианско-социальный союз Франц Йозеф Штраус. В ноябре Леонид Ильич Брежнев передает в дар президенту Югославии Иосипу Броз Тито его портрет, написанный Глазуновым. Награждается Серебряной медалью Всемирного Совета мира. Выход в ФРГ книги Джона Баррона «КГБ. Письмо девяти», в которой автор обвиняет художника в связях с этой организацией. 3 декабря иск о клевете, поданный Глазуновым, был удовлетворен судом в Гамбурге. За распространение клеветы в печатном виде на ответчика налагался штраф в шестьдесят тысяч западногерманских марок. Журнал «Шпигель» помещает статью «Юридический феномен».

1977

В июне - выставка в зале Союза художников на Кузнецком мосту, которая так и не открылась ввиду отказа художника снять картину «Мистерия XX века». В июле – августе творческая командировка-«ссылка» в Сибирь на строительство Байкало-Амурской магистрали. Живет в таежном посёлке строителей, где за месяц с небольшим создает более двухсот работ, составивших серию «БАМ». Выставляет эти произведения в Иркутске. В преддверии работы над иллюстрациями к «Братьям Карамазовым» Федора Михайловича Достоевского посещает закрытую в 1918 году и разоренную Оптину пустынь. Заканчивает совместный с Александром Павловичем Поликарповым проект здания Музея в Палехе. Пишет полотна «Возвращение блудного сына», «Русская Венера». Работает над иллюстрациями к роману Ивана Андреевича Гончарова «Обрыв» для собрания сочинений писателя в 8-ми томах, выходящего в издательстве «Художественная литература» (М., 1977-1980).

1978

В марте посещает Нью-Йорк по приглашению Генерального секретаря ООН Курта Вальдхайма и пишет его портрет. Портрет передается Вальдхайму в качестве дара от Советского правительства. Выходит роман Федора Михайловича Достоевского «Неточка Незванова» с иллюстрациями Глазунова. В июне открывается выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, на которой представлено свыше четырехсот работ. Осенью - выставка в Токио (Япония). Работает вместе с Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа над художественным оформлением оперы Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь» в Берлинской государственной опере, премьера которой проходит с большим успехом в начале октября (постановка - Борис Александрович Покровский). Посещает легендарный остров Рюген, где находился славянский храм Аркона и где по преданию родился русин Одоакр, покоритель Рима. Получает приглашение ЮНЕСКО для создания в штаб-квартире организации в Париже панно «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию». Пишет портрет посла Испании в СССР Хуана Антонио Самаранча и его супруги. Работает над иллюстрациями к стихам Александра Александровича Блока «Незнакомка», «Эллины» и др. Создает декорации к мюзиклу «Черная уздечка белой кобылицы» в Камерном еврейском музыкальном театре (текст на идиш – Хаим Бейдер, русский текст - Илья Рахмиэлевич Резник, музыка и постановка – Юрий Борисович Шерлинг). С большим успехом премьера проходит 10 ноября в Биробиджане, а затем – в Москве. С осени начинает преподавательскую деятельность в Московском государственном художественном институте имени Василия Ивановича Сурикова, возглавив мастерскую портрета.

1979

Весной проходит выставка произведений в Иваново. Вышли альбомы «Писатель и художник» (с текстом Владимира Алексеевича Солоухина) и «БАМ» (М., Изобразительное искусство). Удостаивается званием «Народный художник РСФСР». В октябре открывается выставка в Ленинграде. В преддверии 600-летия Куликовской битвы интенсивно работает над циклом «Поле Куликово», пишет полотна «Проводы войска», «Битва», «Хан Мамай», «Видение князей Бориса и Глеба», «Засадный полк» и другие. Присвоено звание члена-корреспондента Академии художеств Сан-Хорхе (Барселона). В сентябре присвоено звание почетного члена Мадридской Королевской Академии изящных искусств Сан Фернандо и Барселонской Королевской Академии изящных искусств Сан Хорхе. В октябре открывается выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде, в ноябре - в Западном Берлине. По заказу Государственного комитета по радио и телевещанию при Совете Министров СССР начинается съемка документального фильма о художнике (режиссеры Маргарита Вениаминовна Тюпкина и Дмитрий Дмитриевич Васильев), позднее уничтоженного за излишний драматизм, обилие церковной архитектуры и православный дух произведений на темы Древней Руси, Работает над иллюстрациями к стихотворениям Александра Александровича Блока «Осенняя любовь», «Голубой рыцарь», «Сирень», «В ресторане» и др.

1980

6 июня присуждается звание «Народный художник СССР». Осенью заканчивает живописное панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию», которое становится даром СССР ЮНЕСКО. Пишет портрет Генерального секретаря ЮНЕСКО Амаду Махтара М’Боу. В октябре открывается выставка в Хельсинки (Финляндия). Продолжает работать над циклом «Поле Куликово». Совместно с Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа исполняет декорации и костюмы к опере Петра Ильича Чайковского «Пиковая дама» для Государственной оперы в Берлине (режиссер-постановщик - Борис Александрович Покровский). Знакомится с министром иностранных дел СССР Андреем Андреевичем Громыко и пишет его портрет. Создает картину «Дождь. Автопортрет с женой».

1981

По поручению Министерства культуры РСФСР организует в Москве Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, учрежденный постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля. В марте назначается его директором. Начинает работу над декорациями к первой постановке балета на музыку Арама Ильича Хачатуряна «Маскарад» в одесском Театре оперы и балета (балетмейстеры-постановщики – Наталья Ивановна Рыженко и Виктор Викторович Смирнов-Голованов). Эскизы костюмов исполняет Нина Александровна Виноградова-Бенуа. Готовит иллюстрации к 12-томному собранию сочинений Федора Михайловича Достоевского. Присваивается звание профессора по кафедре живописи и композиции Художественного института имени В.И.Сурикова Академии художеств СССР. Вместе с Олегом Антоновичем Красовским участвует в создании зарубежного патриотического альманаха «Вече», начинающего издаваться в Германии. В Берлине проходит премьера оперы «Пиковая дама».

1982

Зимой открывается выставка в Милане (Италия). В апреле в Одессе проходит премьера балета «Маскарад» на музыку Арама Ильича Хачатуряна с декорациями Глазунова и костюмами, исполненными по эскизам Виноградовой-Бенуа. Там же в марте – апреле экспонируется выставка произведений художника. 24 апреля в двух залах Тульского областного художественного музея открылась экспозиция 23 полотен Глазунова из цикла «Поле Куликово», переданных в дар Туле Министерством культуры РСФСР. Летом проходит выставка в Севастопольском художественном музее. Продолжает работу над иллюстрациями к 12-томному собранию сочинений Федора Михайловича Достоевского, которое в том же году выходит в библиотеке «Огонька». Изданы альбомы «Задонщина» с иллюстрациями Глазунова (М., Художественная литература) и «Дар СССР ЮНЕСКО» (М., Планета). Фирмой «Мелодия» выпускается комплект пластинок «Дорога к тебе», где главы своей мемуарной повести исполняет сам автор.

1983

Продолжает работу над иллюстрациями к собранию сочинений Федора Михайловича Достоевского. В августе творческая двухнедельная командировка по заданию редакции газеты «Правда» в Никарагуа, где он создает около шестидесяти произведений, составляющих серию «Никарагуанский дневник». Среди них «Балерина Бланка Гуардадо», «Солдат Максимо Санчес», «Вулкан», «Масая». Пишет портрет президента Никарагуа Даниэля Ортеги, портреты «Балерина Бланко Гуардадо» и «Солдат». В Манагуа по инициативе никарагуанского правительства проходит выставка Глазунова «Телеграммы из Никарагуа», которую посещает Ортега. На пути из Никарагуа посещает Кубу, где пишет портрет руководителя кубинской революции Фиделя Кастро, который никогда не позировал для художников и сделал исключение только для Глазунова. Работает художником-постановщиком оперы Николая Андреевича Римского-Косакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в Государственном Большом театре в Москве (режиссер-постановщик - Роман Иринархович Тихомиров). Исполняет эскизы и декорации. Более пятисот эскизов костюмов, вызвавших восхищение дирижера Евгения Федоровича Светланова, создает Нина Александровна Виноградова-Бенуа. В декабре проходит премьера оперы (дирижер - Светланов). Летом в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) проходит выставка работ студентов портретной мастерской Глазунова в Институте имени В.И.Сурикова. Пишет портрет писателя Владимира Алексеевича Солоухина.

1984

Выходят альбомы «Телеграммы из Никарагуа» (М., Издательство печати Новости) и «Художник и время: Илья Глазунов» (М., Советская Россия) с текстом Олега Васильевича Волкова, автора «Погружения во тьму» - знаменитой книги воспоминаний о 28-ми годах жизни в сталинских тюрьмах и лагерях. Во время летней практики в Ленинграде посещает со студентами Новгород, Изборск и Псково-Печерскую лавру, что становится ежегодной традицией. Осенью открывается выставка в Гаване (Куба). Пишет портрет Фиделя Кастро. В сентябре отправляется в Рим по приглашению президента Италии Алессандро Пертини, чтобы написать его портрет (находится в Квиринальском дворце). Там же в Этнографическом музее открывается выставка художника. В ноябре выставка переезжает в Лиссабон (Португалия). Выставки в Йошкар-Оле, Ярославле и Горьком. Создает полотна «Гимн героям» и «После спектакля», живописный портрет писателя Сергея Александровича Высоцкого и графический - кинорежиссера Сергея Федоровича Бондарчука.

1985

В январе мэр Мадрида Энрике Тьерно Гальван открывает выставку произведений художника в Центральном выставочном зале испанской столицы. Попадает на прием к генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Сергеевичу Горбачеву, который соглашается с высказанной художником мыслью о создании Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. Награждается орденом Трудового Красного Знамени. Пишет вариант-повторение уничтоженного дипломного полотна «Дороги войны». В ноябре – декабре проходит выставка в Риме, в Национальном музее искусств и народных традиций, где представлено около 190 работ художника. По рекомендации Андрея Андреевича Громыко получает заказ на разработку проекта нового здания советского посольства в Мадриде. Создает триптих «Легенда о великом инквизиторе», картины «Юность Андрея Рублева», «Достоевский. Ночь», «Телефонная будка».

1986

Выходят альбомы «Илья Глазунов» (М., Изобразительное искусство) и «Образы Ф.М.Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова» (М., Планета). 24 мая трагическая смерть Нины Александровны Виноградовой-Бенуа. В июне – июле проходит выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, посвященная 30-летию творческой деятельности художника. В сентябре – октябре выставка, включающая более 600 произведений, экспонируется в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде. В Мадриде начинается строительство здания советского посольства по проекту Глазунова, который также проектирует интерьеры. В декабре открывается выставка в Иркутске. Пишет полотна «Прощание», «Костры Октября», триптих «Внуки Гостомысла», «Ярославна», «Встреча Нового года», «Мать героя», «Автопортрет с семьей», «На колхозном складе», «Девочка с одуванчиком» и р.

1987

Назначен ректором основанной им Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества, которой передается историческое здание бывшего Училища живописи, ваяния и зодчества по улице Мясницкой, 21. Весной проходит выставка в Лондоне (Англия) в Барбикан-центре. В мае посещает в Дюссельдорфе известного немецкого скульптора Арно Брекера и пишет его портрет. Летом выставка произведений художника экспонируется в Никосии (Кипр). В ноябре открывается выставка в Париже (Франция) в галерее на Елисейских полях. По приглашению барона Ханса Хейнриха Тиссен-Борнемиссе живет в Лугано (Швейцария) на вилле Фаварита, где пишет двойной портрет барона и баронессы Кармен Тиссен-Борнемиссе. Выходит фильм о Глазунове «Художник и время» (режиссер – Павел Васильевич Русанов). Создает полотна «Волна», «Радуга с видением», «Детство космонавта», портреты писателя Валентина Григорьевича Распутина, поэта Андрея Дмитриевича Дементьева, журналиста-международника Томаса Анатольевича Колесниченко.

1988

В июле открывается выставка во Дворце молодежи в Москве, сборы от которой передаются художником для благотворительных целей. На ней впервые показываются картины «Мистерия XX века», «Вечная Россия» и др., вызвавшие огромный зрительский интерес. В октябре с таким же успехом проходит выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде, а также в Одессе. Становится во главе кооперативного объединения «Град Китеж», призванного поощрять молодые художественные таланты. Осенью впервые в истории советского художественного образования совершает поездку со студентами в Испанию. Дает интервью испанской газете «ABC», в которой высказывает монархические взгляды и осуждает коммунизм, называет своим любимым историческим деятелем Петра Аркадьевича Столыпина. 4 ноября в «Известиях» появляется статья Владимира Леонидовича Верникова «Экспортная гласность», в которой журналист жестко критикует позицию художника. Пишет картины «Заратустра», «Озеро слез», «Окно», «Улица».

1989

В январе открывается выставка в Киеве, размещенная в залах Музея изобразительных искусств УССР. Пользуясь успехом выставки, добивается решения ЦК компартии Украины о восстановлении могилы Петра Аркадьевича Столыпина в Киево-Печерской лавре. В январе также посещает Гамбург в связи с 880-летием города. Позднее там открывается выставка художника. В апреле произведения художника экспонируются в Донецке. В октябре начинаются занятия во Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества. В октябре проходит выставка в Ялте, а в ноябре-декабре – в Новосибирске. Средства от встречи с новосибирскими зрителями перечисляет на восстановление часовни, символизирующей географический центр России. Пишет картины «Павловск», «На берегах Невы. Незнакомка», «Санкт-Петербург. У Петропавловской крепости», «Архангельское» для советского посольства в Мадриде.

1990

В мае в московском Центральном выставочном зале «Манеж» открывается выставка, на которой представлено более 400 произведений. 27 мая выставку посещает Председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин. В октябре выставка проходит в Центральном выставочном зале «Манеж» в Ленинграде. Также в течение года выставки художника экспонируются в Воронеже, Кирове, Казани, Нижнем Новгороде и Алма-Ате. В октябре - ноябре совершает при поддержке общества Ордена иезуитов «Чевилта Католика» поездку с группой студентов своей Академии в Италию. Пишет портрет папы Павла-Иоанна IV, который принимает у себя делегацию художников, преподавателей и студентов. Философ Падре Дженаре читает в университетах Италии лекции о значении творчества Глазунова. Осенью также посещает Люксембург, где работает над портретами Великого герцога Жана и его супруги. Создает картины «Апокалипсис. Слепой сеятель», «Гавань», «Ветер», «Нина с ландышами», портреты певца Иосифа Давыдовича Кобзона и Олега Антоновича Красовского. Завершает полотно «Великий эксперимент».

1991

В середине марта художнику вручается серебряная медаль города Аквила (Италия) за выдающиеся достижения в области наук и искусств. Зимой – весной проходят выставки в Перми, Свердловске, Куйбышеве, Сыктывкаре, Днепропетровске, Кисловодске и Краснодаре. 15 ноября в Перми открывается Уральский филиал Всероссийской Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. В Мадриде завершается строительство российского посольства, интерьеры которого оформлены под художественным руководством Глазунова. Осенью посещает Мадрид, где пишет портрет короля Испании Хуана Карлоса I. Выходит документальный фильм «Россия Ильи Глазунова» (режиссер – Нинель Дмитриевна Егорычева).

1992

Знакомится с Инессой Дмитриевной Орловой, которая становится помощником и верной спутницей художника. Создает картины «Слава предкам!», «Сергий Радонежский и Андрей Рублев», «Ф.М. Достоевский», «Ночь», «Христос в Гефсиманском саду» и другие. Пишет портреты Юрия Михайловича Лужкова и его жены.

1993

Ранней весной посещает деревню Бетково под Лугой, где часто бывал в детстве и юности. Согласно Указу Правительства РФ от 23 октября о создании Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского императора Николая II и членов его семьи, входит в ее состав. Категорически выступает против подлинности останков, поддерживая позицию Русской Православной Церкви.

1994

В июле проходит выставка в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве, на которой, помимо произведений Глазунова, экспонируются работы студентов его Академии. Выставку, в частности, посещают президент России Борис Ельцин и Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор. Заканчивает работу над полотном «Моя жизнь», пишет картины «Россия, проснись!», «Черный Белый дом», «Наш Санкт-Петербург. Памяти жены», «Венецианское адажио», «Изгнание из рая», «За гуманитарной помощью», «А.С. Пушкин. Накануне», «Христос воинствующий», «Весна. Спас на Нерли», «Древняя Вологда» и др.

1995

Происходит первый выпуск студентов Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества. 29 мая награждается орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами. 10 июня президент Борис Ельцин подписывает указ о преобразовании Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, а также назначении Глазунова ее бессменным ректором. В конце июля Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества посещают супруга Президента России Наина Ельцина и глава русского императорского дома великая княгиня Леонида Георгиевна с дочерью и внуком. Они благодарят художника за сохранение русской национальной школы высокого реализма. 23 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге открываются две выставки - «Илья Глазунов» и «Новые имена русского реализма». На второй выставке зрителям представляются работы учеников Глазунова. Пишет эпические пейзажи «Русская земля» и «Облако. Волга – русская река», портреты главного редактора газеты «Московский комсомолец» Павла Николаевича Гусева и писателя Льва Ефимовича Колодного. В седьмой раз забаллотирован на выборах в Российскую Академию художеств.

1996

Побеждает на конкурсе архитектурных проектов по реконструкции четырнадцатого корпуса Московского Кремля. Приглашается Управлением делами Президента и лично Борисом Николаевичем Ельциным для создания интерьеров гостевой пристройки, примыкающей к Большому Кремлевскому дворцу и построенной на месте снесенного храма Спас на Бору. Назначается художественным руководителем работ по реставрации Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и оформлению интерьеров четырнадцатого (президентского) корпуса Кремля. Создает проект оформления самолета президента России. В апреле проходит выставка в Саратове. Осенью завершается по проектам художника строительство и отделка его резиденции и мастерской в Большом Девятинском переулке в Москве. Журнал «Современник» публикует главы автобиографической книги «Россия распятая». Пишет картину «Пророк», «Портрет господина Кима» и «Портрет Жени Ким».

studfiles.net

Илья Глазунов - это... Что такое Илья Глазунов?

dic.academic.ru

foyelive

вопрос внутри..

  1. «Ленинградская весна», «Город», «Последний автобус», «Ушла», «Андрей Рублев», «Русская красавица», «Мистерия XX века», «Вечная Россия», «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Два князя», «Русский Икар», «Проводы войска», «Канун»….Особо интересен портрет жены Глазунова «Нина». Художница из знаменитой династии художников Бенуа, Нина стала спутницей, другом, помощником Глазунова. Их дети, Ваня и Вера, тоже сделались прототипами персонажей многих картин Глазунова… .
  2. Серия картин на исторические темы: «Поле Куликово», Цикл картин и рисунков на темы романов Достоевского, портреты «К. Вальдхайм», рисунки «Никарагуа», иллюстрации к произведениям А. К. Толстого, оформление театральных спектаклей «Сказание о граде Китеже».
  3. панно Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию Триптих Легенда о Великом Инквизиторе .

    и множество других.

  4. Я знаю только две 🙂

    Сто веков Великий эксперимент

  5. Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, МСоздал живописные панно Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию (1980 год, здание ЮНЕСКО, Париж) . Театральный художник (создал оформление к постановкам опер Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Н. Римского-Корсакова в Большом театре, Князь Игорь А. Бородина и Пиковая дама П. Чайковского в Берлинской опере, к балету Маскарад А. Хачатуряна в Одесском оперном театре и т. п. ) Создал интерьер советского посольства в Мадриде.

    Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца. арио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов).

  6. Автор исполненных в графически стилизованной манере произведений, посвященных русской старине (циклы Русь , 1956, Поле Куликово , 1980 и др. ) Автор серии работ на темы романов Ф. М. Достоевского Автор живописных и графических серий на актуальные политические темы: Чили , 1969 и 1973; Никарагуа , 1983. Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов) . Создал живописные панно Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию (1980 год, здание ЮНЕСКО, Париж) . Театральный художник (создал оформление к постановкам опер Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии Н. Римского-Корсакова в Большом театре, Князь Игорь А. Бородина и Пиковая дама П. Чайковского в Берлинской опере, к балету Маскарад А. Хачатуряна в Одесском оперном театре и т. п. ) Создал интерьер советского посольства в Мадриде. Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца. Триптих Легенда о Великом Инквизиторе .

    Иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского Братья Карамазовы .

    Великий Инквизитор. Левая часть триптиха. Голгофа. Центральная часть триптиха. Достоевский. Ночь. Правая часть триптиха.

    Великий Инквизитор. Притча из романа Ф. М. Достоевского Братья Карамазовы .

foyelive.ru


Смотрите также